Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Патрушев заявил о полном провале планов Запада лишить РФ суверенитета
Общество
В Москве возбудили уголовное дело после смерти пациентки в частной клинике
Общество
На Запорожской АЭС провели 18-ю ротацию наблюдателей МАГАТЭ
Общество
Солдат ВСУ заблудился и попал в плен к российским военным
Происшествия
Рогов сообщил о покушении на депутата в Запорожской области
Общество
В Донецке задержали руководителя промышленного объекта за дачу взятки
Общество
Блогеру Блиновской удалось пообщаться со своими детьми из СИЗО
Политика
Памфилова вручила Путину удостоверение президента РФ на новый срок полномочий
Происшествия
В Орске заявили об угрозе прихода воды из-за перелива на границе с Казахстаном
Общество
Минпросвещения отметило независимость школ во включении гольфа в уроки
Происшествия
Над Белгородской областью уничтожено три украинских дрона
Мир
Премьер Словакии Фицо высказался против принятия Украины в НАТО
Мир
В Кремле оценили идею Макрона о прекращении огня в мире на время Олимпиады
Общество
В Кургане задействовали более 500 полицейских во избежание мародерства
Общество
Суд отклонил апелляцию Каца на приговор о восьми годах колонии за фейки
Мир
СМИ сообщили об отправке командиров ВС Ирана в отпуск из-за вероятных ударов Израиля

Скорость с вето

Общественный деятель Наталья Агре — о том, стоит ли снижать нештрафуемый порог превышения скорости
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В понедельник, 31 января, глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов рассказал о необходимости снижения не подлежащего штрафу порога превышения скорости в городе с 20 км/ч до 10 км/ч. По его мнению, это снизит смертность на дорогах столицы на 10%. Но только ли из-за превышения скорости происходят ДТП?

Нештрафуемый порог в 20 км/ч свыше установленного ограничения скорости действует в России с 2013 года. Именно тогда отменили штраф за подобное превышение. Он составлял 100 рублей. С тех пор постоянно поднимался вопрос о возвращении штрафа или снижении порога до 10 км/ч — чтобы сократить аварийность в городах.

Безусловно, несоблюдение скоростного режима — основная причина ДТП, и тяжелых последствий. За девять месяцев 2021 года произошло 1817 аварий с превышением скорости, в них погибли 373 человека. Важно учитывать, что не только само превышение, но и несоответствие скорости конкретным условиям движения вносит ощутимый вклад в аварийность на дорогах. Например, идет сильный снег или дорога в тумане. Тогда, даже если рекомендованная скорость 60 км/ч, безопасно двигаться 20 км/ч. Из-за несоблюдения скорости при конкретных условиях движения в прошлом году произошло 14 755 ДТП, в них погибли 2162 человека.

Поэтому не стоит забывать, что безопасность на дорогах — комплексная задача. Чтобы ее обеспечить, необходимо и создание инфраструктуры, которая подсказывает и помогает водителю оптимально управлять транспортным средством. В нее входят камеры, установленные в действительно опасных местах и работающие на профилактику нарушения скорости. Важны уровень освещенности дорог, особенно вокруг социальных учреждений, и технические решения, которые заставляют снизить скорость на определенных участках дороги. Скоростные режимы должны быть логичными, чтобы водители концентрировались на управлении автомобилем, а не на поиске дорожных знаков и камер, сулящих новые штрафы.

Снижение нештрафуемого порога наиболее актуально в городах, поскольку, согласно статистике, наезд на пешехода на скорости более 50 км/ч значительно сокращает его шансы на выживание (в этом случае они равны примерно 10%). Поэтому скоростной режим можно снижать знаками. А среди пешеходов вести информационную работу по безопасному поведению при переходе дороги и использованию световозвращающих элементов, что и делает Госавтоинспекция МВД на протяжении последнего десятилетия.

Помимо скоростного режима существует ряд факторов, влияющих на аварийность на дорогах в целом. Так, крайне важны дисциплина и уровень профессионального мастерства водителей. И тут нужно задаться вопросом о качестве их подготовки и уровне профессионализма автошкол. В прошлом году Министерство просвещения разработало новые программы подготовки водителей, постепенно внедряется непрерывная система обучения детей. Это — долгосрочная инвестиция в безопасность.

Кроме того, огромной проблемой стало отвлечение внимания водителей от дороги на смартфоны. Именно это нарушение влечет за собой существенное количество попутных ДТП и ДТП с пешеходами, которые точно также смотрят в телефоны, а не на дорогу. Здесь кроется огромный потенциал для профилактики, так как именно отвлечение часто влияет на превышение или неправильный выбор скорости.

По установке камер можно обратиться к международному опыту. Возьмем, к примеру, Швецию, которая является ориентиром в борьбе за безопасность. Там их называют камерами безопасности, размещают только в очагах аварийности, и для водителя они служат, скорее, предупреждением о том, что участок опасен. Количество штрафов в год ограничено. За попаданием под радар не обязательно следует штраф. Таким образом правительство Швеции демонстрирует свою стратегию, направленную не на сбор денег, а на профилактику нарушений.

Очень хочется, чтобы и у нас камеры были только там, где это действительно необходимо. То есть на опасных участках дороги. А в остальном, по моему мнению, стоит инвестировать в инфраструктуру, профилактику, образование и взаимоуважение. Город — наш дом, а в доме должно быть безопасно и удобно во всех смыслах.

Автор — член Общественной палаты РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир