Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Тарифы на домашний интернет, телевидение и другие услуги проводной связи в 2022 году могут вырасти на 10%, свидетельствуют подсчеты агентства TelecomDaily по результатам опроса топ-менеджеров крупных компаний связи. «Известия» ознакомились с исследованием. Причины подорожания традиционны — увеличение цен на оборудование, инфляция, законодательные изменения последнего времени. Правда, этот рост, ранее ежегодно составлявший 12–15%, замедлится, полагают эксперты. Операторы адаптируются к появившимся статьям расходов, а новых не ожидается, поясняют они. К тому же, повышая тарифы, связисты рискуют потерять часть клиентов.

Охлаждение тарифов

В 2022 году практически все услуги связи в России (в первую очередь фиксированный доступ в интернет и платное ТВ) могут подорожать примерно на 10%, подсчитало агентство TelecomDaily, опросив этой осенью топ-менеджеров крупных компаний. Расчеты не касаются мобильной связи, оговаривается в исследовании. Помимо инфляции, грядущий рост цен объясняется необходимостью исполнять требования «закона Яровой» по хранению интернет-трафика абонентов, а также предоставлять пользователям бесплатный доступ к социально значимым ресурсам, отмечает глава TelecomDaily Денис Кусков.

На рынок давит и рост цен на телекоммуникационное оборудование, закупаемое за границей: ранее он был связан с увеличением курса доллара и евро, а теперь с глобальным дефицитом комплектующих. Из-за пандемии нарушились логистические цепочки, а также периодически останавливаются предприятия по их выпуску — те же проблемы касаются и пользовательской электроники: смартфонов, планшетов, компьютеров, — указывает эксперт.

Как говорится в исследовании, 78% респондентов заявили о готовности поднять в 2022 году тарифы. При этом 48% опрошенных не исключают увеличения цен на 10% и больше. О возможном росте тарифов на более «вегетарианские» 3–9% заявили в 32% компаний.

Тариф «Подъёмный»: цены на интернет и ТВ в России собираются повысить на 10%
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Однако для абонентов есть и хорошие новости — тарифы на домашний интернет и ТВ будут расти медленнее, чем в 2020 и 2021 годах: тогда ежегодно операторы увеличивали их на 12–15%, говорится в материалах TelecomDaily. В конце 2020-го планировали повысить (и в итоге повысили) тарифы более чем на 10% не 48%, а 74% компаний, рассказывает Денис Кусков. При этом 20% компаний вообще не планируют увеличения цен, а 2% не исключают их снижения, говорит глава TelecomDaily.

— Исходя из такой динамики и прогнозов операторов, можно сделать вывод, что в 2022 году темпы роста тарифов снизятся по сравнению с 2020 и 2021 годами на 2–5 п.п., — считает Денис Кусков.

«Щедрость» связистов он объясняет тем, что продолжавшийся два года рост тарифов в разных сегментах рынка имеет психологический предел. Постоянное повышение цен негативно воспринимается абонентами, что снижает их лояльность — а это для современного рынка связи ключевой показатель, так как компаниям негде взять новых пользователей, объясняет специалист. Дальнейший рост цен может привести к массовому оттоку абонентов у тех или иных операторов и их переподключению конкурентами, клиентам надо дать передышку, считает он.

При этом рынок уже частично адаптировался к «закону Яровой», росту цен на оборудование и контент, повышению НДС — операторы научились строить бизнес-планы с учетом этих реалий. При этом новых факторов, способных привести к резкому росту затрат, как экономических, так и регуляторных, пока не просматривается. Поэтому компенсировать издержки, стремительно увеличивая тарифы, операторам пока не надо, — говорит Денис Кусков.

Здоровая связь

Общее финансовое состояние компаний фиксированной связи за 2021 год стало устойчивее. 89% не испытывают трудностей (в 2020 году так ответили 78% опрошенных топ-менеджеров), говорится в материалах TelecomDaily. Из них 59% отмечают, что средств хватает в том числе на развитие (против 46% годом ранее), а о финансовых проблемах предупреждают только 6% (год назад — 14%).

В другом сегменте рынка связи — сотовом — заморозка цен уже началась. Проведенный TelecomDaily в конце первого полугодия 2021-го опрос мобильных абонентов показал: более 90% пользователей не заметили изменения цен на сотовую связь по сравнению с концом 2020-го. Частично эти данные подтверждаются информацией, опубликованной ранее Росстатом. Если в декабре 2020 года россияне тратили на сотовую связь в среднем чуть менее 389 рублей, то в апреле 2021-го — примерно на 3 рубля меньше, выяснила служба.

С одной стороны, повышать тарифы компании вынуждают инфляция, рост цен на оборудование, увеличение арендной платы, сохраняется влияние «закона Яровой», отмечает гендиректор «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов. С другой — крупнейшие российские сотовые операторы, например МТС и «Вымпелком», при этом являются одними из крупнейших фиксированных операторов, напоминает эксперт.

Тариф «Подъёмный»: цены на интернет и ТВ в России собираются повысить на 10%
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

У сотовых компаний в Европе, Америке, многих странах Азии одна из серьезных статей расходов — развитие сетей 5G. В России их развертывание пока затягивается, существует масса связанных с этим проблем, пока не решенных бизнесом и государством. Поскольку в РФ сейчас не надо инвестировать в 5G, операторам не приходится компенсировать выпадающую из-за этого прибыль, — объясняет Константин Анкилов.

В «Вымпелкоме» согласны, что темпы роста тарифов снижаются. Это происходит за счет выравнивания среднего ежемесячного платежа (ARPU) действующих и новых абонентов в последние два-три года. У операторов сохранилась небольшая доля абонентов, которых может затрагивать повышение цен, говорит представитель компании.

— Фактор, влияющий на рост ARPU, — увеличение в абонентской базе и в новых подключениях количества пользователей высокоскоростных тарифов — они по умолчанию выше, а также уход от долгосрочных скидок, — утверждает он.

В то же время инвестиции в развитие, модернизацию и поддержку сети будут стимулировать рост тарифов, отмечают в «Вымпелкоме».

В «Ростелекоме», «Мегафоне», МТС и «ЭР-Телеком Холдинге» отказались от комментариев.

В пресс-службе ФАС «Известиям» сказали, что в настоящее время у нее отсутствует информация о росте тарифов на услуги связи по фиксированной технологии, а также информация о наличии предпосылок для такого роста.

В РФ ежемесячная плата за фиксированный интернет в среднем составляет 400–450 рублей, так что ее повышение на 10% вряд ли станет серьезной дополнительной нагрузкой для пользователей, считает аналитик iKS-Cosulting Максим Савватин.

К тому же провайдеры не всегда увеличивают тарифы напрямую — зачастую, поднимая ценник, они предлагают бонусы для абонентов, например повышение скорости доступа или дополнительные услуги, заключает он.

Прямой эфир