Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Появились кадры спасения обезвоженной девочки под завалами в Турции
Мир
Китай отклонил заявку США на переговоры о сбитом аэростате
Мир
В посольстве РФ в ФРГ прокомментировали проверку Русского дома в Берлине
Происшествия
ВФУ ударили тремя ракетами РСЗО HIMARS по Амвросиевке
Армия
«Известия» показали кадры работы ЗРК «Бук» на южно-донецком направлении
Армия
Источник рассказал о разработанном в РФ дальнем транспортном беспилотнике ТрАМП
Политика
Совфед и Госдума обратятся к парламентам мира 15 февраля по поводу биолабораторий США
Общество
Управляющие в структурах «Ростелекома» обвиняются в коррупции
Общество
Очевидица взрыва в Ефремове рассказала о спасении трехлетнего мальчика
Мир
Байден назвал спецоперацию РФ на Украине «испытанием на века» для США и всего мира
Происшествия
Украинские националисты выпустили огонь по Писаревке ЛНР из HIMARS
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бизнес раскритиковал проект стратегии развития ЖКХ до 2030 года, разработанный Минстроем. Документ нуждается в серьезной доработке, сказано в письме главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина в адрес замглавы министерства Светланы Ивановой (есть у «Известий»). Стратегия устанавливает целевые темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении на уровне 2% ежегодно в 2020–2023 годах и 3% с 2023 года. Бизнес считает, что такие темпы недостаточны для «предотвращения дальнейшей деградации инфраструктуры теплоснабжения» страны. Учитывая износ теплосетей РФ на уровне 60–80%, минимальный темп их обновления должен составить 5% в течение ближайших 10 лет, уверены в РСПП.

Стратегический просчет

Проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, разработанный Минстроем, нуждается в серьезной доработке, сказано в письме президента РСПП Александра Шохина в адрес замглавы министерства Светланы Ивановой. Документ от 15 октября есть у «Известий».

«Целевые темпы замены сетевой инфраструктуры в теплоснабжении на уровне 2% [ежегодно] в 2020–2023 годы и 3% с 2023-го недостаточны для достижения поставленной в стратегии цели предотвращения дальнейшей деградации инфраструктуры теплоснабжения», — сказано в приложении к письму с критикой на 56 страницах.

При износе исчерпавших нормативный срок эксплуатации теплосетей страны на 60-80% требуемый уровень ежегодной их замены для ускоренной модернизации системы теплоснабжения составляет 6–8% ежегодно, отметили в РСПП. А минимальный показатель должен быть не 2–3%, как указано в стратегии, а 5% ежегодно в течение ближайших десяти лет, считают представители бизнеса.

При этом целевые темпы стратегии по сокращению потерь тепловой энергии с 12,3% до 6,7% к 2030 году реализуемы только при осуществлении ускоренной (6–8% в год) программы модернизации системы теплоснабжения, предупредили в РСПП.

Не взяли тёпленьким: бизнес раскритиковал стратегию развития ЖКХ
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Для решения проблемы обновления инфраструктуры страны бизнес предложил внести в стратегию положения о господдержке (субсидируемой ставке по кредитам) и софинансировании проектов модернизации тепловых и водопроводных сетей.

Планы замены сетей, заявленные в стратегии, никак нельзя назвать амбициозными — этого недостаточно для улучшения состояния коммунального комплекса страны, согласен директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.

По данным Росстата, за период с 2005-го по 2019-й ежегодная замена сетей теплоснабжения составляла в среднем 2,6% общей протяженности. За этот же период процент сетей, нуждающихся в замене, вырос с 44,7% до 51,6%, отметил эксперт.

Если упростить интерпретацию статистики, картина такая: в год перекладывали в среднем 4 тыс. км, а состояние ухудшалось до критического у еще 5 тыс. км. Это за 14 лет. Поэтому 2–3% ежегодной замены точно недостаточно, — подчеркнул Илья Долматов.

Справка «Известий»

Проект стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года был разработан Минстроем по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина. Документ включает задачи по таким направлениям, как промышленное и жилищное строительство, ЖКХ, комфортная городская среда.

Безоценочное суждение

Повышенный износ сетей может приводить к частым аварийным ситуациям в системах отопления и, как следствие, к недоотпуску тепловой энергии потребителям и упущенной выгоде поставщиков, сказали в НП «Совет рынка». Аварийные ситуации в системах могут приводить и к ограничениям, связанным с выработкой электричества, что особенно критично в отопительный период, когда нагрузка на тепловую и электрическую сеть максимальная, добавили в организации.

Из проекта стратегии неясно, какой объем инвестиций планируется привлечь для ее реализации, и это минус, отметил Илья Долматов. В ассоциации «Совет производителей энергии» с этим согласились, добавив, что в документе не установлены соотношения между частным и госфинансированием.

— Стимулирование инвестиций в проекте стратегии сводится лишь к констатации факта дефицита необходимых средств в сфере ЖКХ, в том числе частных, — отметили в ассоциации.

Указанные в документе темпы модернизации коммунальной инфраструктуры необходимо соотнести с ресурсами и возможностями бюджетов территорий, существующих и планируемых госпрограмм, потенциалом хозяйствующих субъектов, сказал «Известиям» член комитета по энергетике Госдумы РФ Борис Гладких.

Не взяли тёпленьким: бизнес раскритиковал стратегию развития ЖКХ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В компании «Т-Плюс» добавили, что стратегия не учитывает значимость цифровой трансформации и ESG-повестки в сфере ЖКХ. Также документ не содержит представления о расширении мер и инструментов по повышению надежности коммунального комплекса, заметил Борис Гладких. Кроме того, в стратегии не отражена необходимость системных мер господдержки модернизации инфраструктуры, заключили в «Совете производителей энергии».

Впрочем, при ряде недостатков в документе есть и положительные моменты, например, впервые сказано о повышении социальной защищенности населения при определении доли расходов, приходящихся на оплату жилищно-коммунальных услуг, отметили в Сибирской генерирующей компании.

Проблемы и решения

В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) считают, что замечания, высказанные к стратегии от отрасли теплоснабжения, справедливы и для водопроводно-канализационного хозяйства.

— Износ инфраструктуры — это не только сети. Серьезной модернизации требуют объекты водоподготовки, очистные сооружения, многие из которых строились в 1960–1970-е годы и требуют капитального ремонта, — отметили в РАВВ.

За счет тарифов реализовать мероприятия по обновлению инфраструктуры в полном объеме невозможно, отрасль водоснабжения не генерирует прибыль, добавили в организации. При этом действенных методов по изменению ситуации в секторе в проекте стратегии не предложено, заключили в РАВВ.

Не взяли тёпленьким: бизнес раскритиковал стратегию развития ЖКХ
Фото: РИА Новости/Вадим Жернов

Обновление изношенных сетей требует высоких капвложений, но при этом правительству важно ограничить рост тарифов для населения, отметил заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. Даже в крупных городах на коммуналку российские семьи тратят около 13% своих доходов, добавил он. Для форсированного обновления сетей необходим опережающий рост реальных доходов населения или финансирование его из бюджета, считает Александр Григорьев.

Чтобы исправить нынешнюю ситуацию в отрасли, нужны эффективные собственники, а для этого она должна стать привлекательной как бизнес, отметил Илья Долматов. С этой целью стоит установить рациональное ценообразование и снизить администрирование, добавил эксперт.

В Минстрое на запрос «Известий» не ответили.

Читайте также
Реклама