Российские ученые изобрели экспресс-метод выявления токсичного нитробензола

Специалисты Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) с коллегами из Института органического синтеза УрО РАН разработали первый в мире экспресс-метод выявления нитробензола. Данные об открытии будут опубликованы в марте следующего года на страницах журнала Food Chemistry.

Нитробензол — опасный токсин, который может оказаться в продуктах питания, окружающей среде и оказать разрушающее действие на организм. При повышенной концентрации он сильно действует на центральную нервную систему, нарушает обмен веществ, вызывает заболевания печени. В лаборатории выявление вещества — долгий и сложный процесс.

По словам директора Инновационного центра химико-фармацевтических технологий УрФУ Алисы Козициной, точность анализа зависит от структуры рецепторного слоя вещества-распознавателя, который состоит из ферментов. Эти универсальные биологические катализаторы очень дорогостоящие и отличаются низкой химической стабильностью, то есть быстро меняют свои химсвойства.

Российские ученые создали синтетический рецептор, который заменит системы выявления токсина на основе ферментов. А также разработали прототип портативного анализатора. В нем органические соединения класса диазинов (веществ, способных избирательно взаимодействовать с нитробензолом. — Ред.) «вытягивают» его из пробы на электрод электрохимического датчика.

«В отличие от оптических спектральных анализаторов, применяемых сейчас для поиска нитробензола, электрохимические датчики миниатюрны, просты в изготовлении и требуют ультрамалое количество анализируемого продукта. Наша распознающая система и прототип электрохимического датчика не имеют прямых аналогов в мире», — рассказала доцент УрФУ Татьяна Свалова в беседе с «РИА Новости».

Для тестирования метода быстрого и высокочувствительного определения нитробензола специалисты использовали растворы и коммерческие образцы меда, который особенно подвержен загрязнению токсинами из-за инсектицидов. Их используют для защиты пчел и ульев от клещей.

16 октября стало известно, что разработанный томскими учеными искусственный интеллект обнаружил первоисточник южнокорейского веб-сериала «Игра в кальмара». Это детективный роман Агаты Кристи «Десять негритят». ИИ в первые минуты поиска замечал схожесть с голливудским фильмом «Голодные игры», японским ужастиком «Страшная воля богов» и сериалом «Игра престолов».