Истина в зерне: ФАС и Минсельхоз отчитаются за рост цен на пшеницу
Правительство поручило ФАС и Минсельхозу доложить о причинах роста цен на пшеницу твердых сортов. Об этом сказано в протоколе совещания у вице-премьера Виктории Абрамченко, с которым ознакомились «Известия». В сентябре производители макарон обратились в кабмин с просьбой сдержать подорожание пшеницы. По их словам, цены на зерно уже выросли на десятки процентов за последние месяцы. Из-за этого может увеличиться и стоимость макарон. Торговые сети подтвердили «Известиям»: изготовители уведомляют их о повышениях цен на 15–20%. В ФАС сообщили, что проанализируют причины подорожания пшеницы до 10 ноября, а в Минсельхозе рассказали о возможном расширении господдержки аграриев.
Зерно в рост
О том, что правительство поручило ФАС и Минсельхозу проанализировать, почему в России подорожало зерно (речь о пшенице твердых сортов), сказано в документах за подписью вице-премьера Виктории Абрамченко от 18 октября. «Известия» ознакомились с поручениями. Согласно им, Минэкономразвития, Минфин и Минсельхоз также должны изучить вопрос об оказании мер господдержки для производителей и оценить возможность изменения экспортной пошлины на пшеницу.
В России со 2 июня действует механизм зернового демпфера, который призван сгладить скачки цен. Пошлины на экспорт пшеницы плавающие: их размер рассчитывают еженедельно на основе стоимости контрактов на поставки за рубеж, которые фиксируют на Московской бирже. Цена отсечения составляет $200 за тонну, 70% от превышения — размер пошлины. Полученные средства власти направляют на поддержку производителей.
Виктория Абрамченко также поручила Федеральной таможенной службе (ФТС) обратить особое внимание на предотвращение нелегального вывоза зерна твердых сортов пшеницы из РФ. В аппарате вице-премьера подтвердили, что направили такие поручения в ведомства.
Федеральная антимонопольная служба проведет анализ причин роста цен на зерно твердых сортов до 10 ноября, сказали «Известиям» в ведомстве.
Минсельхоз прорабатывает вопрос расширения мер господдержки аграриев в рамках компенсирующей и стимулирующей субсидий, сказали «Известиям» в ведомстве. Это позволит нарастить объемы производства пшеницы.
— Повышение цен на зерновые культуры, в частности, твердую пшеницу, обусловлено общемировым увеличением спроса на эту продукцию, а также ростом себестоимости производства, — сказали в министерстве.
Там добавили, что объемы производства пшеницы твердых сортов полностью обеспечивают потребности российских предприятий переработки. В 2021 году посевные площади под твердыми сортами культуры составили 673 тыс. га против 586 тыс. га в 2020-м. При этом экспорт твердой пшеницы в этом году снизился, сказали в ведомстве. Дефицита данной продукции на внутреннем рынке не наблюдается, заключили в Минсельхозе.
«Известия» также направили запросы в ФТС, Минэкономразвития и Минфин. В Министерстве финансов перенаправили вопросы в Минэк.
С макаронами вопрос
В сентябре крупнейшие производители макарон — «Макфа», «Барилла Рус», «Экстра М», «Самарские мельницы» и другие — попросили правительство принять меры, которые помогут сдержать подорожание твердой пшеницы. По данным, приведенным в письме в кабмин (есть у «Известий»), с начала нового сезона (сельскохозяйственный год стартует в июле) по середину сентября сырье подорожало до 80%, причем рост продолжается. Это находит отражение в себестоимости продукции, ее готовят из двух ингредиентов: мука из твердых сортов пшеницы и вода, указали производители.
Среди причин роста цен на зерно производители макарон указали небольшие посевные площади под эту культуру, засушливую погоду, небольшой урожай в Казахстане, который обеспечивает 30–40% потребностей российских переработчиков в твердой пшенице. Как указано в обращении, на отечественный рынок влияет и мировая конъюнктура: цены на твердые сорта пшеницы выросли на 100% с мая по сентябрь, то есть с $375 до $750 за тонну. Это произошло из-за того, что основные экспортеры — США и Канада — снизили изготовление почти на 35%. Поэтому вывоз зерна крайне привлекателен, уверены производители макарон.
Они уверены, что плавающая пошлина не защищает внутренний рынок и нужны новые меры: введение дополнительной пошлины на пшеницу твердых сортов до конца августа 2022 года в $190–210 за тонну. Более того, компании предложили скоординировать работу в рамках ЕАЭС, чтобы российская пшеница не шла на экспорт под видом казахстанской. Плюс к этому бизнес предлагает расширить посевные площади и увеличить субсидии для стимуляции производства пшеницы.
Если меры не принять оперативно, внутреннему рынку может не хватить сырья, предупредили компании. Макароны из твердых сортов пшеницы достаточно популярны у россиян, отметили производители в своем письме. Они могут стать менее доступны: изготовители вынуждены повышать цены.
Ценный продукт
В торговых сетях «Известиям» подтвердили, что производители уже начали сообщать о подорожании продукции. В пресс-службе «Ленты» сказали, что изготовители макаронных изделий предупредили компанию об увеличении стоимости в августе. Закупочные цены выросли в среднем на 15–20%. Производители объяснили это подорожанием сырья почти на 20%. Торговая сеть планирует принять это изменение, отметили в «Ленте».
Уведомления поступили и в «Утконос Онлайн», сказал «Известиям» коммерческий директор компании Михаил Толоконников. По его словам, процент повышения цен у всех производителей примерно одинаковый, и ритейлер готов принять эти условия.
В «Ашане» отметили, что изготовители макарон начали сообщать о подорожании продукции в среднем на 15–20% с конца сентября. По словам представителя компании, пока ритейлер старается сдерживать цены на полке и принимает заявленные повышения от поставщиков частично и только в случае обоснования.
Твердая пшеница, из которой делают макароны, действительно подорожала, сказал «Известиям» гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
— Это произошло по всему миру из-за неурожая именно этого вида пшеницы, — подчеркнул эксперт.
Установить на нее особый режим вывоза вряд ли получится, поскольку внешне она мало чем отличается от обычной, и администрировать отдельный режим экспорта было бы крайне сложно, уверен он.