Себе дороже: как не разориться на ремонте техники
При ремонте бытовой техники россияне могут столкнуться с обманом, например, заменой оригинальной запчасти на ее дешевый аналог или завышенной суммой оплаты за услуги. В некоторых случаях компьютеры или мобильные телефоны могут стать самым настоящим предметом шантажа. Подробности — в материале «Известий».
Как оформлять ремонт в сервисных центрах
В Роскачестве рассказали о самых популярных смехах обмана при обращении в сервисный центр за ремонтом бытовой техники. По словам юрисконсульта отдела Роскачества по защите прав потребителей Игоря Позднякова, во-первых, в таких центрах могут поменять установленную оригинальную запчасть на ее дешевый аналог, качество которого, соответственно, значительно ниже, а потому и срок ее работы будет куда меньше.
Кроме этого, недобросовестные работники, видя, что человек не разбирается в характере поломки, могут выдать простой ремонт за сложный, проведя ненужные дополнительные работы и взяв за это больше денег.
— В этом случае как раз пригодится договор, в котором указывается весь перечень работ и конечная цена. Если вы не давали согласия на дополнительный ремонт и не согласны с ним, не оплачивайте навязываемые вам услуги, которые к тому же могут существовать только на бумаге, — предупредил юрист.
Также специалист призвал проверять в копии документа наличие фирменного наименования, указание местоположения организации, видов и стоимости услуги, описания и цены товара, времени принятия техники в работу и сроков окончания ремонта. Необходимо также обратить внимание на наличие подписи и сотрудника центра, и владельца техники.
Как обманывают при ремонте техники
В СМИ регулярно появляются истории людей, ставших жертвами подобных схем, причем работают они далеко не только в отношении бытовой техники. В мае этого года полиция Москвы начала проверку после многочисленных жалоб на одну из фирм по ремонту компьютеров. Ход событий в каждой из этих историй практически идентичен: у человека ломался компьютер, он находил в интернете якобы официальный сервис-центр производителя, но в итоге получал огромные счета даже за незначительный ремонт. Так, одной из клиенток, у которой «залипала» клавиша на ноутбуке, по телефону пообещали, что ремонт точно не ударит по карману. Затем компьютер забрали якобы на диагностику.
Однако через некоторое время по телефону девушке сообщили, что сумма ремонта составила более 46 тыс. рублей (при стоимости ноутбука в 100 тыс.).
— Мне сообщили, что материнская плата была залита водой. Я поняла, что разговариваю с мошенниками, и перезвонила сразу же, попросила никакие действия с моим ноутбуком не производить, в ответ мне сообщили, что ремонт уже сделан, — рассказала она.
Как пояснил «Известиями» юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов, схемы с «диагностиками» действительно стали основным источником проблем для людей, поверивших обещаниям мошенников.
— Сейчас очень распространенная практика, когда вызываешь на дом курьера по ремонту, он приезжает, соглашается, что надо ремонтировать, забирает вещь и потом начинается просто шантаж. Человеку говорят, что диагностика якобы показала, что стоимость ремонта составит 50 тыс. рублей, а цена товара — 10 тыс. Когда он отказывается от ремонта, ему говорят заплатить за диагностику 5 тыс. рублей. И такая схема стала бизнесом, — рассказал он.
Почему ремонтника нельзя привлечь к ответу
К сожалению, на сегодняшний день потребитель в этой части обслуживания абсолютно не защищен, признает Олег Фролов.
— Возьмем в качестве примера мобильный телефон. Он у вас, допустим, просто не включается. При передаче вы указываете характер повреждения «не включается». Вы отдаете гаджет в ремонт и далее всё зависит от добросовестности исполнителя. Стоять над ним и проверять, что он там делает, — у вас нет для этого ни практических знаний, ни в принципе возможности, так как вас не допустят в ремонтную зону. Законом у нас не предусмотрено требовать, чтобы проводили проверку качества, выявляли весь перечень ремонтных работ именно при передаче товара. В таких случаях единственное, что остается потребителям, — только верить в честность и добросовестность исполнителя, — отмечает собеседник «Известий». — Вам в документах могут расписать весь объем работ, а нужно ли это было делать или нет — это опять же таки всё в руках исполнителя. И самому потребителю доказать, что это не нужно было делать либо какие-то виды работ были исполнены по вине исполнителя, если в процессе работы он еще что-то повредил, а потом починил за счет потребителя, — просто невозможно, так как при приеме аппарата вы его не можете вскрыть и провести проверку.
Кроме того, допустим, вы принимаете отремонтированную технику, а потом идете с ней на экспертизу, чтобы убедиться в ее исправности.
— Даже в этом случае исполнитель освобождается от ответственности из-за того, что вы приняли телефон, и после того, как вы его взяли в руки, он не знает, что вы с ним делали. Так что такая экспертиза — это не только сложно, но и достаточно дорого. К сожалению, зачастую потребитель вынужден разводить руками и платить, так как разбираться выходит дороже, — говорит Фролов.
С этим мнением согласен и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его словам, сегодня такие схемы охватывают все технически сложные товары.
— Так как потребитель не обладает техническими знаниями, отдав такой товар в ремонт, будь то бытовая техника или автомобиль, он может столкнуться с тем, что ему насчитают больше работ, чем нужно было делать, — отметил он.
Как выбрать мастера
Именно поэтому специалисты советуют как можно более тщательно проверять сервис-центры перед тем, как отдавать туда свою технику.
— Единственная на сегодняшний день рекомендация для потребителей — обращаться в проверенные специализированные центры для того, чтобы не было таких неприятный ситуаций. При этом необходимо понимать, что работа таких исполнителей стоит дороже, чем могут предлагать мошенники, которые завлекают низкой стоимостью, бесплатной диагностикой, а в итоге ремонт у них выходит в три раза дороже, — подчеркивает Олег Фролов.
При поиске ремонтников действительно важно почитать отзывы о компании (причем в разных источниках), проверить, нет ли в интернете, в социальных сетях историй пострадавших от ее действий. Кроме того, в данных вопросах неплохо воспользоваться и «сарафанным радио» для поиска профессионалов.
Что касается диагностики, необходимо заранее узнавать, сколько она будет стоить и в чем заключаться, подчеркивает Дмитрий Янин.
— Эти цены никто не контролирует, поэтому необходимо всё заранее узнавать, прежде чем вызывать мастера, — предупреждает он.