Турецкие слабости: как Хэмилтон уступил лидерство в чемпионате
По итогам Гран-при Турции в личном зачете «Формулы-1» вновь сменился лидер. Макс Ферстаппен, занявший второе место, теперь опережает Льюиса Хэмилтона на шесть очков. Семикратный чемпион мира сумел прорваться с 11-го на пятое место, но был далек от подиума. Гонку же выиграл его партнер по «Мерседесу» Валттери Боттас. Для финна, который покидает немецкую команду, это первая победа в текущем сезоне. Российский пилот «Хааса» Никита Мазепин занял последнее место. Его напарник Мик Шумахер — 19-й.
— Если бы была сухая трасса, как все и ожидали, то Хэмилтон финишировал бы значительно выше, — считает эксперт по автоспорту Игорь Ермилин. — На мокрой трассе машине Льюиса было трудно вести борьбу за подиум с шестого ряда стартовой решетки. Я не удивлен, что Боттас выиграл гонку. Он стартовал с первой позиции, показывал хорошее время в квалификации. В целом он сильный и быстрый пилот, и в Турции он получил уникальную возможность победить. «Мерседесу» было важно, чтобы Боттас выигрывал, это очки в командный зачет, и минус команде Ферстаппена. Боттас в этой гонке играл больше на команду, его никто не ограничивал — у него был прекрасный шанс показать достойную гонку, что он и сделал.
Спорное начало Хэмилтона
Главной темой для обсуждений перед этапом в Турции стал потенциальный штраф для Льюиса Хэмилтона за смену двигателя. В «Мерседесе» всё же решились пойти на риск, однако команда несколько удивила своим решением. На болиде британца был заменен лишь один компонент силовой установки — двигатель внутреннего сгорания. Это позволило избежать старта с последнего ряда, но Льюис всё же получил штраф в десять позиций на решетке. Чтобы минимизировать потери и получить шанс на победу в воскресенье, Хэмилтону нужно было побеждать в субботу.
Британец успешно справился с задачей: со временем 1.22,868 Льюис опередил на 0,130 секунды своего напарника Валттери Боттаса. Однако Хэмилтону предстоял старт с 11-й строчки, а финн начинал гонку с поул-позиции. Главный соперник британца по чемпионату Макс Ферстаппен не смог дотянуться до гонщиков «Мерседеса». Голландец начинал заезд с первого ряда позади Боттаса. Второй стартовый ряд заняли Шарль Леклер и Пьер Гасли. Фернандо Алонсо добился старта с пятого места и признал, что это была его лучшая квалификация в этом году. Серхио Перес, Ландо Норрис, Ланс Стролл, Юки Цунода и Себастьян Феттель замкнули десятку стартовой решетки.
Победитель Гран-при Италии – 2021 Даниэль Риккьярдо провалил субботнюю сессию. Австралиец не прошел во второй сегмент, а «Макларен» приняла решение заменить двигатель на болиде Даниэля, что отправило его в конец стартовой решетки к Карлосу Сайнсу. А вот гонщик «Хааса» Мик Шумахер преподнес в субботу мини-сенсацию: немец прорвался во второй сегмент квалификации, а его напарник Никита Мазепин оказался худшим по итогам сессии.
Нервный старт
Темные тучи окутали «Истанбул Парк» в воскресенье. Холодная трасса, потенциальный дождь, сильный ветер и предстартовые расклады предвещали еще одну увлекательную гонку. Из-за сырого трека гонщики начинали заезд на промежуточных шинах. К счастью, повторения венгерского хаоса на старте не случилось, однако начало гонки выдалось не менее нервным.
Боттасу удался хороший стартовый рывок, и Ферстаппен не смог атаковать финна. Макс остался позади, а Леклер удержал третью строчку. Агрессивная борьба в первом повороте между Гасли, Алонсо и Пересом плохо закончилась для испанца. Пьер, защищаясь от атаки Серхио, не оставил места в повороте для Фернандо и выбил гонщика «Альпин». Перес же вовремя сориентировался и вырвался на четвертую строчку. Судьи признали француза виновным в столкновении и дали ему пятисекундный штраф. Пострадавший Алонсо позже сам не избежал наказания: пытаясь как можно быстрее прорваться вперед, Фернандо развернул Шумахера, за что получил штраф в пять секунд.
Ожидаемо, самыми активными на первых кругах оказались Льюис Хэмилтон и Карлос Сайнс. Британец быстро расправился с Феттелем, однако застрял за Цунодой. Лишь на шестом круге Хэмилтон прошел японца, а затем с каждой секундой приближался к Ферстаппену. Не испытав сопротивления со стороны Стролла, Норриса и Гасли, Льюиса ждала ожесточенная битва с Пересом. Сайнс же совершил мегапрорыв. Стартовав 19-м, испанец за 20 кругов ворвался в очковую десятку. Даниэлю Риккьярдо не удалось повторить успех испанца: австралиец застрял в конце пелотона и не мог продвинуться вперед.
Рискованная тактика
Продолжало моросить, поэтому никто не планировал переходить на слики. Несмотря на отсутствие обгонов, гонка продолжала держать в напряжении. На 35-м круге Хэмилтон догнал Переса, однако мексиканец не собирался быстро сдаваться. Британец атаковал Серхио, но Перес отбился от атак семикратного чемпиона мира «Формулы-1». Гонщик «Ред Булла» помог напарнику после пит-стопа остаться впереди Хэмилтона.
Через два круга после остановки Макса лидер заезда Боттас сменил покрышки, что оставило Леклера в одиночестве на первом месте. Монегаск спросил у командного мостика, может ли он обойтись без пит-стопа, на что получил утвердительный ответ. «Феррари» собиралась провести всю гонку на одном комплекте резины.
Тем не менее покрышки на болиде Леклера с каждым кругом всё больше разрушались. Шарль допускал ошибки на трассе, и Боттас сократил отрыв до минимума. За 12 кругов до финиша финну удалось пройти пилота «Феррари», и монегаск, бросив свою авантюру, поехал на пит-стоп. Хэмилтон и Эстебан Окон продолжили удерживаться на трассе на старых покрышках. В дальнейшем «Мерседес» зазвала британца в боксы, а француз остался на треке до конца.
Первая победа
Хэмилтон остался недоволен решением команды. Пока Льюис жаловался по радио, Гасли прессинговал британца в борьбе за пятую строчку. Тем временем Перес обогнал Леклера и лишил «Феррари» подиума. Отрыв между лидерами увеличился до десяти секунд, что позволило Боттасу оформить быстрейшее время круга в гонке.
Финн уверенно довел дело до первой победы в сезоне. Еще до начала уикенда Ферстаппен признал, что не верит в свою победу в Турции, однако голландец остался доволен вторым местом. Серхио Перес принес «Ред Буллу» двойной подиум. Шарль Леклер финишировал на четвертой строчке, а Льюис Хэмилтон не подпустил Пьера Гасли к пятому месту. Благодаря такому результату Макс Ферстаппен вернул себе лидерство в чемпионате. Голландец теперь опережает британца на шесть очков.
Норрис, Сайнс и Стролл замкнули девятку, а Окон закончил гонку на десятом месте без пит-стопа. Несмотря на столкновение с Алонсо на старте и большое отставание на первых кругах, Мик Шумахер обогнал Никиту Мазепина, однако оба пилота «Хааса» завершили заезд на последних местах.