Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Тайны Венского двора

Эксперт клуба «Валдай» Артем Соколов — том, что значит отставка Курца для Брюсселя и Москвы
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Австрийская политика пережила состояние дежавю. Самый молодой канцлер в истории республики Себастьян Курц во второй раз в своей карьере подал в отставку. Поводом стал коррупционный скандал, в котором был замешан глава правительства, якобы купивший поддержку одной из австрийских газет. На первых порах Курц решительно отрицал выдвинутые обвинения, напоминал о презумпции невиновности, а его соратники из Австрийской народной партии выражали безоговорочную поддержку лидеру. Однако затем под давлением оппонентов, прессы и части общественности Курц был всё же вынужден уйти с поста главы правительства.

Похожую картину Австрия могла наблюдать в 2019 году. Тогда правительство Себастьяна Курца ушло в отставку из-за скандала с вице-канцлером Хайнцем-Кристианом Штрахе из Австрийской партии свободы, ставшим жертвой провокации со стороны политических оппонентов. Впрочем, Курц из той ситуации вышел победителем. На новых выборах ему вновь удалось привести свою партию к победе. Трудные переговоры о создании нового правительства пришлось вести с «Зелеными», однако формула «защита климата и границы» временно примирила консерваторов и «экологов».

Сегодня, как и два года назад, Курц выглядит человеком, готовым стоически держать удар. Покинув пост канцлера, он остался лидером Австрийской народной партии и депутатом парламента. Своим поведением он демонстрирует, что не намерен покидать большую политику и готов к новому возвращению на высокую должность. Обвинения в свой адрес по-прежнему отрицает.

Упорство Себастьяна Курца подчеркивает его своеобразие в масштабах европейской политики. Оставаясь консерватором, он смог создать вокруг себя и своей партии атмосферу наступательной динамики, более характерную на современном этапе для сил левого фланга. Почти ницшеанская «воля к власти» Курца позволила ему выстроить блестящую политическую карьеру. Его идейность не стала препятствием для формирования правящей коалиции сначала с правыми популистами, а затем с «Зелеными».

Для европейских консерваторов Курц до известной степени воплощает собой политический идеал. На фоне наступления леволиберальной идеологии австрийский канцлер не боялся отстаивать свои взгляды, делая это с позиции не маргинала-экстремиста, а высокопоставленного политика. Вместе со многими лидерами Центральной и Восточной Европы он выглядел альтернативой курсу, которого придерживаются Брюссель, Берлин и Париж. Одно из последних резонансных заявлений Курца касалось афганских беженцев — их австрийский канцлер пообещал не пустить в свою страну. Такую решимость мог оценить Виктор Орбан, но не Ангела Меркель.

Вообще обстоятельства обеих отставок Курца тесно связаны с северным соседом Австрийской Республики. Именно пресса ФРГ дала старт освещению провокации с вице-канцлером Штрахе два года назад. Немецкие газеты обрушились с критикой на Себастьяна Курца, допустившего союз с таким неподходящим партнером, идейно близким к правопопулистской «Альтернативе для Германии». И хотя число австрийских читателей Spiegel довольно значительно, такое стирание границ в информационном пространстве между двумя немецкоговорящими странами пришлось по душе не всем.

На этот раз отставка Курца оказалась синхронизирована с поствыборными брожениями в Германии и глубоким кризисом, с которым столкнулись по итогам электоральной кампании немецкие консерваторы. Несмотря на то что отношения Меркель и Курца не отличались теплотой, ХДС/ХСС видел в австрийском канцлере союзника, а в какой-то момент еще и образец для подражания. То, как Курц смог избавиться от оскандалившихся правых популистов, заменив их в своем правительстве на «Зеленых», вызывало восторг у немецких партнеров. Испытывая трудности с поиском преемника Меркель, христианские демократы могли лишь позавидовать австрийским соседям с их молодым амбициозным лидером. Теперь, впрочем, поводов для зависти нет — Курц покинул пост главы правительства раньше Mutti.

Трудно сказать, каким будет политическое будущее Себастьяна Курца после нового скандала. Если выдвинутые против него обвинения найдут подтверждение, то его карьера будет закончена, а репутационный урон станет невосполним. Если разбирательства докажут его невиновность, то он, несомненно, попытается вновь оказаться и руля австрийского государства. Возраст позволяет Курцу совершить паузу в политической жизни. Другой вопрос, насколько происходящее отразится на его общественной поддержке.

Что касается российско-австрийских отношений, то можно констатировать, что с отставкой Себастьяна Курца они утратили важную фигуру, ориентированную на уважительный и конструктивный диалог. Вряд ли стоит ожидать драматических осложнений между Веной и Москвой. Однако Курц олицетворял собой поколение молодых европейских политиков, свободное от идеологизированности в духе специфической «политики ценностей». Его подходы открывали новые перспективы для российско-австрийского и российско-европейского взаимодействия. Теперь будущее этих перспектив под вопросом.

Автор — эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир