Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Не в тесной компании: к чему бы привело слияние «Авито» и «Циана»

Почему ФАС не согласовала сделку по объединению ресурсов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Возможное объединение «Авито» и «Циана» могло бы привести к росту цен на жилье. Так считают опрошенные «Известиями» риелторы и эксперты в сфере недвижимости. ФАС объяснила отказ «Авито» в согласовании сделки по покупке «Циана» ограничением конкуренции на рынке. Образовавшийся монополист мог бы поднять цены на размещение объявлений, в том числе для девелоперов, на 20–30%, полагают в отрасли.

Несостоявшийся монополист

В ФАС поступило ходатайство ООО «Авито Холдинг» о приобретении ООО «Айриэлтор» и ООО «Н1.ру». Компании входят в группу лиц, управляющих ресурсами «Циан», «Н1.ру», «МЛСН.ру», «ЕМЛС.ру». После анализа состояния конкуренции на рынке антимонопольная служба установила, что объединенные «Авито» и «Циан» займут более 50% рынка, что приведет к ограничению конкуренции.

— Такая ситуация, по мнению ведомства, увеличивает вероятность повышения цен на услуги досок объявлений «Авито» и «Циан» как для физических лиц, так и для профессиональных участников (риелторских агентств, застройщиков), — сказано в сообщении ФАС.

Поэтому служба приняла решение об отказе в удовлетворении ходатайства по сделке.

При этом все заявленные сторонами позитивные эффекты от слияния, в числе которых сокращение числа мошенничеств с онлайн-объявлениями, можно достигнуть без нее. Ранее сообщалось, что в случае заключения сделки доля «Авито» в сегменте объявлений о недвижимости могла бы вырасти до 62,2%.

Аналогичные решения ФАС уже принимала. Например, в июне 2020 года антимонопольная служба не удовлетворила ходатайство «Яндекса» о согласовании сделки по приобретению агрегатора такси «Везет». Совокупная доля агрегаторов могла бы составить свыше 80% в границах девятнадцати субъектов РФ и свыше 50% в границах 32 субъектов.

Недвижимый рост

Если бы сделка по покупке «Авито» ресурсов «Циана» состоялась, консорциум мог бы за несколько лет вынудить остальные маркетплейсы недвижимости уйти с рынка, не выдержав конкуренции, поделилась мнением глава риелторской компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.

При возникновении монополии обычно сперва доминирующий игрок устанавливает цены ниже рынка — уводит клиентов от более дорогих конкурентов, а затем уже серьезно повышает тарифы, отметила Ирина Доброхотова. По мнению генерального директора VSN Realty Яны Глазуновой, стоимость размещения объявлений могла бы вырасти на 20–30%.

У застройщиков и агентств недвижимости в перспективе трех-пяти лет выросли бы затраты на реализацию, которые можно компенсировать только за счет повышения стоимости квартир, уверена Ирина Доброхотова. По ее словам, в итоге цены на первичное жилье могли бы вырасти на 2–3%, поскольку девелоперы размещают на этих площадках объявления на платной основе в огромных количествах.

— «Авито» и «Циан» — два крупнейших агрегатора объявлений, которые сейчас ведут разную ценовую политику, что позволяет подбирать оптимальные условия в разных регионах. Рынку всегда нужны крупные и конкурирующие между собой игроки, тогда это позволяет сдерживать рост цен на услуги. В случае монополизации рынка, ценовая конкуренция стала бы существенно ниже, это в итоге бы отразилось на конечной цене жилья, — согласна директор по маркетингу федеральной компании «Этажи» Юлия Бочарникова.

По мнению коммерческого директора ГК «Страна Девелопмент» Александра Гуторова, сделка косвенно повлияла бы на рынок недвижимости, но не всех регионов. В Москве и Санкт-Петербурге эти площадки имеют вес и определенную долю рекламного бюджета забирают на себя, пояснил эксперт. Но если бы при слиянии цены повысились, то застройщики распределили бы рекламные бюджеты по другим не менее эффективным инструментам, считает он.

Объединение двух крупных игроков не повлияло бы на стоимость первичной недвижимости, полагает коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков. У девелоперов доля затрат на рекламу на этих двух площадках настолько минимальна, что повышение тарифов на размещение объявлений даже в несколько раз не повлияло бы на цену квадратного метра для покупателя, пояснил он.

Расходы на рекламу и маркетинг составляют не более 3–5% в общей структуре девелоперских издержек, отметила управляющий партнер компании «Метриум» Надежда Коркка. Поэтому цены на услуги частных брокеров и небольших компаний повысились бы незначительно, полагает она. По мнению Яны Глазуновой, в большей степени слияние площадок повлияло бы на вторичный рынок жилья.

Читайте также
Прямой эфир