Приграничное расстройство: фэшн-бренды столкнулись с задержками поставок из КНР
Российские компании по производству одежды и обуви столкнулись с задержками в поставках своей продукции из Китая. О такой проблеме «Известиям» рассказали в Melon Fashion Group (бренды Zarina, befree, Love Republic и Sela), сетях «Эконика» и Akhmadullina Dreams. На китайско-российской границе образовалась очередь из более 1 тыс. фур, и уже месяц грузовики не могут пройти погранконтроль, рассказал глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. В ФТС это объяснили ужесточением контроля на таможне с китайской стороны — Поднебесная из-за пандемии ввела квоты на пропуск грузовиков. Сейчас пересечь границу могут только 130 машин в сутки, но не все из них успевают пройти российскую таможню в тот же день, отметил источник, знакомый с ситуацией. По словам участников розничного рынка, задержки в поставках грозят нехваткой товара на полках, подорожанием логистики на 15%, а в дальнейшем, вероятно, и продукции на 3–5%.
Посылка не дошла
На китайско-российской границе наблюдаются ощутимые задержки в пропуске товаров, рассказал «Известиям» генеральный директор Melon Fashion Group (объединяет бренды Zarina, befree, Love Republic и Sela) Михаил Уржумцев.
— Для нас это существенная проблема, поскольку у нас четыре крупных бренда и очень большие объемы производства на китайских фабриках, — отметил он.
Наличие сложностей подтвердила представитель пресс-службы Akhmadullina Dreams. По ее словам, проблемы с задержками по доставке товаров связаны с лимитом на прохождение транспорта и продолжительными досмотрами на таможне, поэтому часть доставок компания перевела на авиаперевозки, которые осуществляются быстрее.
Китай — лидер импорта товаров легкой промышленности по абсолютным показателям, отметила генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. На него приходится 43% от мирового объема импорта этих товаров в Россию. Соответственно, недопоставки сейчас могут составить около 10% рынка, оценила специалист. Речь идет о коллекциях частично осени, зимы и даже весны. Для брендов это большой объем, компании рискуют недополучить прибыль, считает она.
У каждой коллекции есть период продаж по первоначальной цене, а далее начинаются скидки, которые снижают прибыльность. Поэтому, если на полках не будет представлена часть товара, то это нарушит механизм реализации всей коллекции, сказала Анна Лебсак-Клейманс.
Задержки в поставках товара приводят к его удорожанию, добавил генеральный директор сети «Эконика» Алеко Илиопуло.
— Но мы не можем повышать цены прямо пропорционально расходам, так как клиенты могут быть не готовы покупать дороже. Пока логистические расходы ложатся на компанию. Повышение в цене может составить 3–5%. Но финальная цена будет скорректирована рыночными условиями, — сказал он.
По прогнозу компании, проблема с задержками в поставках товаров может сохраниться до февраля 2022 года.
Антиковидный Китай
Затор на китайско-российской границе начал формироваться в середине августа. Тогда речь шла о 300 фурах, которые ожидали очереди на прохождение таможенного контроля. В сентябре их число перевалило за 1 тыс.
Как сказали «Известиям» в ФТС, одна из основных причин скопления машин — усиление антиковидных мер с китайской стороны. Также затор связан с несоблюдением перевозчиками новых процедур ввоза товаров. Это подтвердили и в ассоциации «Грузавтотранс». По словам ее президента Владимира Матягина, китайская таможенная служба ввела ежедневные квоты на проезд фур.
Водитель одного из грузовиков, который сейчас ожидает своей очереди на таможне, сказал «Известиям», что квота подразумевает пропуск 130 машин в день, но российская таможенная служба успевает обработать в лучшем случае половину из них.
По данным ФТС, пропускная способность пункта Читинской таможни выше. Например, 29 сентября 2021 года сотрудники таможенного поста Забайкальска оформили 280 автотранспортных средств: 126 на выезд из РФ и 154 на въезд. Пропускная способность пункта составляет 280 грузовых автотранспортных средств в оба направления в день, сказали в ФТС. При этом таможенные органы предпринимают необходимые меры для ускорения операций, отметили в службе. На границу направляют сотрудников из других подразделений таможенного поста. Но ситуацию усложняет отсутствие регулирования очереди.
— С китайской стороны составляются списки, устанавливающие очередность прохождения таможенного контроля. Но многие машины подъезжают к нему через поля в объезд очереди и проходят контроль быстрее. Между водителями из-за этого возникают потасовки, — рассказал собеседник «Известий».
Альтернативных путей вывезти товар сейчас нет, отметил основатель группы компаний по перевозкам грузов Diazan Динар Хабибуллин. По его словам, по железной дороге доставка идет очень долго, а авиа- и морские перевозки сильно выросли в цене. Спрос на них высокий со стороны компаний из Европы и США — большая часть перевозок сейчас идет по этим направлениям, а для России фактически не остается свободных контейнеров, утверждает эксперт.
Такая ситуация привела к повышенному спросу на автомобильные перевозки, а таможня к таким объемам оказалась не готова, добавил он. По прогнозу Динара Хабибуллина, стоит ожидать роста цен на логистические услуги внутри России на 15%.
Впрочем, задержки в поставках товаров отмечаются и по всем другим видам перевозок, сказал Михаил Уржумцев. В этом сезоне увеличились сроки доставки по морю, подтвердила коммерческий директор сети «Снежная Королева» Елена Кадыкова. По ее словам, они составляют приблизительно 20 дней, объем недопоставленного груза — около 25–30%.