Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Авто
Продажи рестайлингового Aurus Senat начнутся в 2025 году
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Политика
В ГД допустили кражу Евросоюзом доходов от активов РФ под предлогом помощи Киеву
Общество
Умерла бывшая глава департамента образования Москвы Кезина
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Политика
Путин завершил инаугурационную речь словами «Вместе победим»
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Политика
Завершилась церемония инаугурации президента России Владимира Путина
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин подписал указ о сложении полномочий правительством РФ
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Политика
Путин принес присягу на церемонии инаугурации в Кремле и вступил в должность президента
Общество
В России выпустят аналог конструктора Lego под брендом Rubrick
Общество
МЧС предупредило о похолодании в Подмосковье до -3 ночью и утром 8 мая
Мир
Евродепутат обвинила США в «агрессивной торговой войне» против ЕС

Уместить уместное

Обозреватель «Известий» Светлана Наборщикова — о том, почему режиссеры предпочитают театральным подмосткам музеи и заповедники
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Среди главных театральных событий осени — спектакли Валерия Фокина и Дмитрия Крымова. «Ксения. История любви» и «Двое. Чаплин и Михоэлс». Очень разные, но в одном похожие: оба играются не в театре. И в результате насыщаются смыслами, которые вряд ли обнаружатся в традиционном театральном пространстве.

Крымов, поставив свой спектакль в Музее Москвы, нашел идеальное место, которое можно лепить, ваять и видоизменять как душе угодно. У этого режиссера все спектакли «вещные» — в любовно сделанном быте без остатка растворяются и персонажи, и зритель. Для полного эффекта желательно, чтобы вещность была не только на сцене, но и в зале, фойе, коридорах. Проблема в том, что в обычном театре это затруднительно.

Помнится, когда в МХТ имени Чехова Крымов ставил «Сережу», в фойе складировали старинные чемоданы и саквояжи. Выглядели они сиротливо, как бы не у дел. Иное дело — громадная коробка Музея Москвы, бывшие Провиантские склады. Здесь всё уместно и всё уместится. Крымов, ставя в этом музее «Бориса», вывез туда целую выставку с предметами якобы XVI века. Посуда, утварь, украшения, гробы. И даже таблички с атрибуцией к экспонатам приложил. Легковерные граждане охали и удивлялись, а обнаружив обман, восхищались: надо же, совсем как настоящие!

В «Чаплине и Михоэлсе» обошлось без подвоха. Слева от входа декорирована богемная квартирка, за окном-экраном — небоскребы и нескончаемый автомобильный поток, на продавленном диване гигантский Чарли Чаплин смотрит фильмы со своим участием. В квартирку можно зайти, загородок нет. Можно также пройтись по красным кремлевским дорожкам, уводящим в глубь импровизированной сцены к кабинету Сталина с огромной люстрой. Но в квартирку никто не заходит, по дорожкам не ходит, к люстре не приближается. Почтительно смотрят издали, впитывают атмосферу — и зря.

Квартирку в итоге разбомбит огромный каменный нос, отколотый от какой-то юбилейной статуи, так что уходя останется только поплакать над утраченным пыльным уютом. А вот красноковровые покои останутся: на их фоне актеры выйдут на поклоны. Правда, без кукол, что тоже зря, поскольку две ростовые куклы — Чаплин и Михоэлс — главные персонажи. Гиганты, как и подобает гениям. Остальные персонажи, которых играют актеры, рядом с ними пигмеи, в том числе и Иосиф Виссарионович. Другое дело, что гиганты-куклы неподвижны и неповоротливы, а он — пострел-везде-поспел. Напакостит — и празднует содеянное прыжками-кульбитами.

В основе спектакля — их реальная встреча, состоявшаяся в Нью-Йорке в 1943 году. По личному поручению Сталина председатель Еврейского антифашистского комитета, великий артист Соломон Михоэлс отправился в США встречаться с представителями еврейского истеблишмента. В итоге воюющему СССР была пожертвована колоссальная по тем временам сумма — $33 млн, одним из дарителей был Чарли Чаплин. Встреча Чаплина и Михоэлса длилась всего две минуты, вместе они никогда не играли и тем более не проводили приватно время, но в спектакле-фантазии всё возможно. Например, Чаплин всю жизнь мечтал быть трагиком, и Михоэлс показывает ему сцену из «Короля Лира». Чаплин-Лир, пообещав повторить, делает всё не так, но Михоэлс рыдает: гений оценил гения.

Два мира — две системы, в том числе звуковые. Чаплина — грустно-серьезного маленького человечка (Роза Хайруллина) — сопровождает его же лирическая тема из «Огней большого города». Михоэлса — сыплющего шутками увальня (Максим Виторган) — знаменитый и почему-то очень популярный в Америке вальс из «Светлого ручья» Дмитрия Шостаковича, где радость мешается с отчаянием.

В 1948-м Михоэлсу устроили смертельный наезд грузовика. Чаплин в начале 1950-х пострадал от маккартистов, но скончался мирно, в собственном швейцарском доме. В спектакле же зрители, спустившись со своей посадочной конструкции, видят безжизненную куклу Чаплина в руинах нью-йоркской квартирки. Одно гениальное одиночество пожелало разделить судьбу другого и нашло для этого нужное пространство. Попади спектакль на обычные театральные подмостки, обнаружились бы в нем и чрезмерная фарсовость, и излишний пафос, но аскетичная коробка Провиантских складов всё это абсорбировала.

Спектакль Валерия Фокина «Ксения. История любви», можно сказать, об обратном. О том, как, ни на кого не оглядываясь, нести свое одиночество через поношения, обиды, мороки, страхи и страдания, всех любя и ни с кем не сходясь. В центре сюжета — биография Ксении Григорьевны Петровой, жившей в Петербурге в середине XVIII века. Ее муж умер без покаяния, и она, приняв обличие покойного, продолжила его жизненный путь, отмолила бессмертную душу. Скончавшись, Ксения стала являться людям, помогать им в тяжелые минуты, Видели ее, например, в тюремных очередях 1937-го. В список знаменитых юродивых она вошла под именем Петербургской, и спектакль логично игрался в Александринке, пока режиссер не вывез его на пленэр.

Возле Троицкого собора Псковского кремля разместили посадочные места, галереи, соединяющие башни, подсветили прожекторами, раздали публике дождевики с «сидушками» — и начали. Почти сразу обнаружилось, что у режиссера два соавтора — погода и место, и оба диктуют свое. При ветре и температуре, близкой к нулю, сидеть и смотреть непросто, зато лучше понимаешь состояние героини, ходившей в промозглые петербургские зимы в тоненьком пальтишке. И всем сердцем жалеешь актрису Анну Блинову, исполнительницу роли Ксении, которой в отличие от зрителей нельзя утеплиться. Организаторы, впрочем, пожалели актеров и зрителей, сократив спектакль до часа. Но этого хватило, чтобы оценить великолепие места.

Вместо сцены — поляна, вместо кулис — кремлевские башни. Территории хватит и лошадь галопом пустить, и в карете проехаться, и на байке разогнаться. Но главная составляющая этой декорации — поминутно обновляющее краски небо на закате. А ближе к концу спектакля — прозрачность северной ночи с ее почти белой луной. Даже самому искусному театральному художнику такое не под силу. Как не под силу даже гениальному режиссеру вот эта случившаяся в Псковском кремле сцена: идет дождь, завывает ветер, одинокая Ксения трижды, как заклинание, произносит слово «любовь» — и дождь прекращается, ветер стихает, солнечный луч озаряет хмурое небо. Будь это в театре, скажут: за уши притянуто, а что возразишь природе?

Автор — доктор искусствоведения, профессор, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир