Виртуальные скульптуры, видимые только через экран смартфона, керамические пончики за €40 тыс. и художественный объект в виде кассового чека — бесплатно. Ежегодная московская арт-ярмарка Cosmoscow прошла вопреки всем сложностям и переносам, продемонстрировав, что современное искусство «живее всех живых». Некоторые стенды даже успели за три дня полностью сменить экспозицию, продав всё выставленное изначально. В чем же секрет успеха и какой диагноз contemporary art ставит современному обществу?
Приключения Cosmoscow в этом году сами по себе выглядят абсурдистской арт-акцией. Ярмарка традиционно проходит в Гостином дворе в первой половине сентября. Буквально в последний момент стало известно, что в намеченные даты открытие не состоится. Многие уже мысленно попрощались с этим проектом — оперативно перенести столь крупное мероприятие практически невозможно. Но, видимо, для галерей участие в Cosmoscow было жизненно необходимо, потому они согласились и на новые сроки, и на смену локации — современное искусство «перебросили» через Кремль, отправив в Манеж. От переезда, впрочем, выиграли все: вместо одного этажа ярмарка заняла два, причем ощущения пустоты или нерационально использованного пространства не было. Да и народу хватало — билеты на сеансы заканчивались стремительно. Сложно представить, какая давка была бы на единственном этаже Гостиного двора.
Признаем: за время карантина зрители и коллекционеры соскучились по живому контакту с искусством, а галереи — по активным продажам. Поэтому такую взаимную активность предсказать было несложно. Но что стало сюрпризом, так это обилие новых работ и их жанровая направленность. Можно сколько угодно рассуждать о том, как видеоарт, AR и прочие модные форматы вытесняют традиционную живопись на холсте, однако ассортимент Cosmoscow свидетельствует об ином.
Стенд венской галереи Zeller van Almsick был отдан под квадраты австралийца Джони Нише, притягивающие пульсирующим цветом в духе Марка Ротко (по €10 тыс. каждый); в пространстве галереи Jart доминировал огромный урбанистический пейзаж Павла Отдельнова (€28 тыс.), а Marina Gisich Gallery сделала ставку на напоминающие о позднем Моне красочные полуабстракции Алексея Гана (от €4200 до €9500, в зависимости от размера). Не обошлось и без живых классиков: за известную пародию на Малевича «Крест Буратино» кисти Игоря Макаревича просили €16 тыс.
Конечно, желающие могли оценить самые различные инсталляции, фотографии (включая, например, тиражи Александра Родченко) и даже AR-проекты. Так, чтобы увидеть работы из серии N.O.N.E арт-дуэта Recycle Group, надо было считать смартфоном огромный QR-код и навести камеру на пустую стену. Тогда на экране оживали объемные мужские и женские фигуры. Наконец, два стенда Cosmoscow отвели под NFT-арт: на встроенных в стену телевизорах отображались криптопанки Larva Labs и фрагменты из видео AES+F. Кстати, купить их можно было только через интернет. Вспоминался мем про «рыбов», которых не продают, а только показывают.
И все же AR и прочий диджитал — скорее, исключение и развлечение, декларация продвинутости как ярмарки, так и арт-бизнеса в целом, в реальности погоды не делающая. Вполне возможно, что коллекционеры NFT просто существуют в параллельной реальности, где нет ни арт-ярмарок, ни галерей, а есть только криптовалютные биржи да онлайн-кошельки. Так зачем им спускаться на грешную землю? Благо, здесь и без них торговля идет бойко. Времена меняются, а желание людей украсить стенку красивым изображением — остается.
Вот и художники с готовностью удовлетворяют запрос. Еще одно любопытное наблюдение: очень многие работы на Cosmoscow датировались 2020–2021 годами. Пандемия не привела к спаду творческой активности — даже наоборот. Но сказать, что коронавирусные реалии стали новым источником вдохновения, нельзя. Отчасти это и хорошо: было бы скучновато видеть на каждой второй картине персонажей в масках и тому подобные признаки времени. Тем не менее, вывод напрашивается: зрители сейчас ищут в искусстве не злободневности, от отдохновения от новостной повестки. В этом плане представленная болгарской Art Agency фотосерия Тима Парщикова, на которой он сжигает газеты, кажется символичной.
Да и в целом Cosmoscow казалась островком прежнего мира, в котором хотелось остаться подольше. Правда, попасть на него можно только по «пропуску» — сертификату о вакцинации или свежему ПЦР, зато внутри — полная иллюзия, что рынок по-прежнему на взлете и ничто не омрачает всеобщую dolce vita. Галеристы знают, как подсластить пилюлю времени. Скажем, как и несколько лет назад, на витрине Askeri Gallery красовались керамические пончики от Джей Йонг Кима. Свежие (2020 года!), предельно натуралистичные изображения лакомств продавали и по отдельности, за €1270, и «оптом», за €40 тыс.
Чем тяжелее времена, тем нужнее людям позитивные эмоции и юмор. Особенно если их можно унести с собой. И пусть не у всех в этом непростом году есть бюджеты на покупки, обзавестись работой Андрея Сяйлева «Текущий момент» мог любой. На столе — банковский терминал, над ним в рамочке чек: «Оплата произведения искусства, сумма — 0.00 руб». Прикладываешь смартфон или карту к терминалу, и из него вылезает такой же чек, забирай домой. Так коммерческая ярмарка напомнила, что искусство на самом деле бесценно. И ковид тут бессилен что-либо изменить.
Автор — кандидат искусствоведения, обозреватель «Известий»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора