Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Налетай, не торопись

Искусствовед Сергей Уваров — о том, как российский арт-рынок ответил на пандемию
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Виртуальные скульптуры, видимые только через экран смартфона, керамические пончики за €40 тыс. и художественный объект в виде кассового чека — бесплатно. Ежегодная московская арт-ярмарка Cosmoscow прошла вопреки всем сложностям и переносам, продемонстрировав, что современное искусство «живее всех живых». Некоторые стенды даже успели за три дня полностью сменить экспозицию, продав всё выставленное изначально. В чем же секрет успеха и какой диагноз contemporary art ставит современному обществу?

Приключения Cosmoscow в этом году сами по себе выглядят абсурдистской арт-акцией. Ярмарка традиционно проходит в Гостином дворе в первой половине сентября. Буквально в последний момент стало известно, что в намеченные даты открытие не состоится. Многие уже мысленно попрощались с этим проектом — оперативно перенести столь крупное мероприятие практически невозможно. Но, видимо, для галерей участие в Cosmoscow было жизненно необходимо, потому они согласились и на новые сроки, и на смену локации — современное искусство «перебросили» через Кремль, отправив в Манеж. От переезда, впрочем, выиграли все: вместо одного этажа ярмарка заняла два, причем ощущения пустоты или нерационально использованного пространства не было. Да и народу хватало — билеты на сеансы заканчивались стремительно. Сложно представить, какая давка была бы на единственном этаже Гостиного двора.

Признаем: за время карантина зрители и коллекционеры соскучились по живому контакту с искусством, а галереи — по активным продажам. Поэтому такую взаимную активность предсказать было несложно. Но что стало сюрпризом, так это обилие новых работ и их жанровая направленность. Можно сколько угодно рассуждать о том, как видеоарт, AR и прочие модные форматы вытесняют традиционную живопись на холсте, однако ассортимент Cosmoscow свидетельствует об ином.

Стенд венской галереи Zeller van Almsick был отдан под квадраты австралийца Джони Нише, притягивающие пульсирующим цветом в духе Марка Ротко (по €10 тыс. каждый); в пространстве галереи Jart доминировал огромный урбанистический пейзаж Павла Отдельнова (€28 тыс.), а Marina Gisich Gallery сделала ставку на напоминающие о позднем Моне красочные полуабстракции Алексея Гана (от €4200 до €9500, в зависимости от размера). Не обошлось и без живых классиков: за известную пародию на Малевича «Крест Буратино» кисти Игоря Макаревича просили €16 тыс.

Конечно, желающие могли оценить самые различные инсталляции, фотографии (включая, например, тиражи Александра Родченко) и даже AR-проекты. Так, чтобы увидеть работы из серии N.O.N.E арт-дуэта Recycle Group, надо было считать смартфоном огромный QR-код и навести камеру на пустую стену. Тогда на экране оживали объемные мужские и женские фигуры. Наконец, два стенда Cosmoscow отвели под NFT-арт: на встроенных в стену телевизорах отображались криптопанки Larva Labs и фрагменты из видео AES+F. Кстати, купить их можно было только через интернет. Вспоминался мем про «рыбов», которых не продают, а только показывают.

И все же AR и прочий диджитал — скорее, исключение и развлечение, декларация продвинутости как ярмарки, так и арт-бизнеса в целом, в реальности погоды не делающая. Вполне возможно, что коллекционеры NFT просто существуют в параллельной реальности, где нет ни арт-ярмарок, ни галерей, а есть только криптовалютные биржи да онлайн-кошельки. Так зачем им спускаться на грешную землю? Благо, здесь и без них торговля идет бойко. Времена меняются, а желание людей украсить стенку красивым изображением — остается.

Вот и художники с готовностью удовлетворяют запрос. Еще одно любопытное наблюдение: очень многие работы на Cosmoscow датировались 2020–2021 годами. Пандемия не привела к спаду творческой активности — даже наоборот. Но сказать, что коронавирусные реалии стали новым источником вдохновения, нельзя. Отчасти это и хорошо: было бы скучновато видеть на каждой второй картине персонажей в масках и тому подобные признаки времени. Тем не менее, вывод напрашивается: зрители сейчас ищут в искусстве не злободневности, от отдохновения от новостной повестки. В этом плане представленная болгарской Art Agency фотосерия Тима Парщикова, на которой он сжигает газеты, кажется символичной.

Да и в целом Cosmoscow казалась островком прежнего мира, в котором хотелось остаться подольше. Правда, попасть на него можно только по «пропуску» — сертификату о вакцинации или свежему ПЦР, зато внутри — полная иллюзия, что рынок по-прежнему на взлете и ничто не омрачает всеобщую dolce vita. Галеристы знают, как подсластить пилюлю времени. Скажем, как и несколько лет назад, на витрине Askeri Gallery красовались керамические пончики от Джей Йонг Кима. Свежие (2020 года!), предельно натуралистичные изображения лакомств продавали и по отдельности, за €1270, и «оптом», за €40 тыс.

Чем тяжелее времена, тем нужнее людям позитивные эмоции и юмор. Особенно если их можно унести с собой. И пусть не у всех в этом непростом году есть бюджеты на покупки, обзавестись работой Андрея Сяйлева «Текущий момент» мог любой. На столе — банковский терминал, над ним в рамочке чек: «Оплата произведения искусства, сумма — 0.00 руб». Прикладываешь смартфон или карту к терминалу, и из него вылезает такой же чек, забирай домой. Так коммерческая ярмарка напомнила, что искусство на самом деле бесценно. И ковид тут бессилен что-либо изменить.

Автор — кандидат искусствоведения, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир