На развитие горнолыжного отдыха в России до 2035 года правительство планирует потратить почти 65 млрд рублей. Это предусмотрено концепцией развития горнолыжного туризма, разработанной Ростуризмом. Новость хорошая, поскольку до настоящего времени сотрудничества государства с горнолыжным бизнесом было мало. Бизнес очень рад, что правительство обратило внимание на отрасль горнолыжного туризма, мы готовы принимать активное участие в разработке проектов.
Отрасль, без сомнения, нуждается в поддержке, как это происходит в Европе и США. Но важно не просто дать денег конкретным курортам, а откорректировать законодательные нормы, особенно в части снижения налогов и арендной платы. Самым ярким примером может стать Франция, где горнолыжный отдых вышел на новый уровень, после того как в 1985 году был принят закон, определяющий, где строить горнолыжные комплексы, как строить, кто за что отвечает, какие платит налоги.
Пока у нас нет конкретного плана действий, есть только концепция, которую Ростуризм разослал на обсуждение в регионы. Важнейшая ее часть, на мой взгляд, — популяризация горнолыжного туризма в России. Сейчас социальной рекламы и тематических акций, посвященных этому виду отдыха, почти нет.
Среди слабых мест проекта — требование отсутствия конкурентов поблизости от горнолыжных комплексов. Это довольно странно. Например, вокруг Москвы есть 20 горнолыжных курортов, и некоторые расположены в пяти минутах друг от друга. То же самое в Петербурге.
При разработке плана действий в рамках концепции следует также обратить внимание на подготовку кадров. К сожалению, она у нас отсутствует, а квалифицированные специалисты курортам очень нужны, без них трудно представить развитие отрасли. В Америке и Европе существуют специализированные колледжи, надо воспользоваться их опытом, исследовать их горнолыжную индустрию,
Стоит понимать, что мировой рынок горнолыжного отдыха на протяжении нескольких лет не растет, а стоит на месте. Чтобы он увеличился, нужно приложить много усилий — развлечений у туристов сейчас хватает и в других сферах. По сообщению Ростуризма, в горнолыжный досуг сейчас вовлечены лишь 1%, или 1,5 млн россиян — это в разы меньше, чем в Европе, США, Китае. Например, в Австрии горнолыжников среди населения 34%, Финляндии — 23%, Германии — 18%, Франции — 13%.
План за 14 лет увеличить долю вовлеченных в горнолыжный туризм россиян до 1,7% от населения страны, то есть до 2,5 млн человек, достаточно амбициозный. В первую очередь наших туристов останавливает финансовая составляющая: пока не вырастет общий уровень доходов, большого интереса к горнолыжному туризму не будет. Все-таки это недешевый вид отдыха, и доступен он далеко не всем, особенно в регионах. Кроме того, исторически в России были более популярны беговые лыжи, а не горные.
Кроме того, цены на наших курортах увеличиваются каждый год: дорожают ски-пассы, проживание в гостиницах и питание. Рост год к году может колебаться в диапазоне от 10% до 30%. Причина в том, что основная техника и запчасти для оборудования покупаются за рубежом за валюту, а курс рубля снизился. Курортам нужно как-то компенсировать эти расходы.
Если говорить о самых популярных горнолыжных комплексах в России, то львиную долю туристов сейчас принимают три курорта Сочи — «Роза Хутор», «Газпром» и «Красная Поляна». В разы меньше людей едут на Домбай, Архыз и Эльбрус. Есть также горнолыжные комплексы в Чечне, на Камчатке и Сахалине, там отдыхают в основном местные жители.
Думаю, что государству сейчас стоит обратить внимание не на строительство новых горнолыжных комплексов, а на реконструкцию существующих. Часть из них нуждается в расширении — особенно в период пандемии и закрытых границ, когда нагрузка на отечественные курорты значительно возрастает. Например, в Подмосковье минувшей зимой было столпотворение и очереди на подъемники, люди остались недовольны.
Другой момент — следует активнее вовлекать местных жителей в функционирование горнолыжных комплексов. Пока что большинство из них никак не связаны со своими горными курортами.
Автор — директор НП «Собрание горнолыжных центров России»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора