Стройность им идет: сужение полос поможет побороть пробки в Москве
Еще 10 км новой разметки с суженными полосами появится на дорогах Москвы. Об этом сообщили в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД). На каких улицах уменьшат ширину полос и как это поможет бороться с пробками, выясняли «Известия».
Минус полметра
— ЦОДД постоянно старается увеличить пропускную способность улиц. Одним из эффективных способов является увеличение количества полос там, где это возможно. Это мы делаем за счет сокращения ширины рядов до 3–3,5 м, зачастую также применяем такой способ, как смещение осевой линии разметки, сокращая ширину в том числе встречного направления, чтобы добавить полосу для движения в противоположную сторону, — рассказали в пресс-службе центра. В этом году планируется нанести новую схему разметки на 26 участках дорог. На семи она уже появилась, а еще 19 — на ближайшей очереди. Обновленный вид уже получили улицы Маршала Бирюзова, Азовская, Ставропольская, Поречная, Хованская, Авиамоторная и Туристская.
— Все проекты уже разработаны и переданы в департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы для реализации. Увеличение количества полос позволит увеличить пропускную способность того или иного участка минимум на 20%, а на некоторых участках и в два раза. Время в пути сократится как у водителей личных авто, так и у пассажиров наземного городского транспорта, — отметили в ЦОДД.
Эффективность высокая
Эксперты подтверждают мнение специалистов ЦОДД относительно высокой эффективности новой схемы разметки.
— Переразметка с сужением и добавлением полос движения позволяет без дорогостоящих капитальных работ максимально повысить эффективность использования дорожной инфраструктуры, выровнять пропускную способность участков дорог и нагрузку на них. Использовать дополнительные полосы можно по-разному: добавить прямоходные ряды, организовать новые левые повороты и развороты и тем самым сократить перепробеги, вернуть двустороннее движение, ввести выделенные полосы для общественного транспорта без сокращения числа общих полос, наконец, организовать новые парковочные места, — отмечает член общественного совета при МТДИ Московской области Андрей Мухортиков.
По подсчетам Мухортикова, пропускная способность переразмеченных участков увеличивается на 15–30%, иногда и больше. Положительно и влияние на безопасность: в узких полосах не хочется ездить быстрее 60–70 км/ч, а ожидание левого поворота в обособленном кармане гораздо удобнее, чем в общей полосе с движением прямо. Потенциал переразметки дорог в Москве еще далеко не исчерпан, считает эксперт, поэтому процесс будет продолжаться еще как минимум несколько лет.
С ним соглашается и депутат Государственной думы Александр Васильев.
— У нас очень многие ссылаются на ГОСТ, по которому нужно сделать полосу 4 м, а по факту не заглядывают в него и не знают, что она может быть сужена даже до 2,75 м. Поэтому при правильной организации дорожного движения можно сузить полосы, добавить велосипедные полосы, просто нужны правильные навыки и умения. ЦОДД, на мой взгляд, может и умеет этим заниматься. Надо смотреть каждый участок, учитывать мнение людей. Иногда за счет грамотной переразметки может появиться даже дополнительное парковочное место, — отметил Васильев.
Мнение мотоциклистов
Московские мотоциклисты отмечают, что новая ширина полос влияет не столько на скорость, сколько на спокойствие участников движения.
— Мотоциклистам будет несколько сложнее передвигаться по зауженным рядам в плотном трафике. Но райдеры с большим опытом всё равно проедут, а некоторые новички могут отказаться от мототранспорта, — делится своим мнением Роман Ситников, издатель журнала «Мото».
По словам эксперта, для улучшения дорожного движения нужно перенимать опыт стран, в которых массовая автомобилизация началась на 30–50 лет раньше. Это, например, отдельные стоп-линии для мототранспорта, что позволит разделить мотоциклы и автомобили при старте со светофора. Кроме того, можно сделать более лояльным законодательство в вопросах парковки: на одно парковочное место можно спокойно поставить 4–6 мотоциклов, а припаркованный на широком тротуаре мотоцикл вряд ли мешает пешеходам.
Машин стало больше, пробок — меньше
По данным ЦОДД, количество автомобилей в Московской городской агломерации постоянно растет. За последние пять лет оно увеличилось более чем на 600 тыс. и на конец 2020 года составило порядка 8,3 млн машин. Только за прошлый год в Москве и области появилось 150 тыс. автомобилей. На одну машину в городе Москве приходится всего 20 кв. м городского асфальта. При этом уровень загруженности дорог, по оценкам независимой нидерландской компании TomTom, за прошлый год снизился на 5%. Большое влияние на это оказали пандемия и сопутствующие ограничения, но и плановые работы по улучшению дорожной ситуации сыграли свою роль.
Опыт столичных коллег перенимают и в Подмосковье. Так, благодаря перенастройке светофоров серьезно улучшилось движение в Щелково и Фрязино. С момента начала работ средняя скорость транспортного потока из Москвы увеличилась на 30%, а в Москву — на 10%. Щелково теперь даже в час пик можно проехать за 15–20 минут вместо прежних 45–50. Это стало возможным благодаря перенастройке 10 светофоров и их переводу в режим так называемой зеленой волны.
Впереди второй этап: ближе к осени будет изменена дорожная разметка и произведено расширение проезжей части, что позволит добавить полосы движения в самых узких местах Пролетарского проспекта в Щелково и проспекта Мира во Фрязино, а также поможет создать новые удобные и безопасные развороты. Будет добавлена адаптивная логика работы светофоров, которая позволит увеличивать время зеленого сигнала на загруженных направлениях и сокращать на малонагруженных.