Силуанов заявил о минимизации последствий пандемии для экономики РФ
Министр финансов РФ Антон Силуанов в своей статье «Повышение потенциала российской экономики в условиях глобальных посткризисных изменений» заявил, что России удалось максимально минимизировать негативные последствия пандемии коронавируса для экономики страны. Об этом во вторник, 29 июня, сообщили в пресс-службе ведомства.
По его словам, вынужденные меры по ограничению международной мобильности граждан нарушили привычный уклад жизни и работы, привели к разрыву производственных и финансовых цепочек, нанесли удар по всей глобальной экономике. В настоящий момент мировая экономика перешла к постепенному восстановлению, но эпидемия пока не побеждена.
Как отметил министр, шоки, которые испытала российская экономика в 2020 году из-за пандемии COVID-19, имели несколько уровней.
Снижение экономической активности в мире, в частности ограничение работы транспорта на глобальном и национальном уровнях, привело к падению спроса на товары российского экспорта.
«Особенно сильно пандемия сказалась на потреблении нефтепродуктов: цена на нефть в апреле 2020 года упала практически втрое по сравнению с началом года», — подчеркнул Силуанов. Он указал, что сокращение валового выпуска нефтегазового сектора почти вдвое увеличило спад российского ВВП, а потери бюджета от падения нефтегазовых доходов превысили 2,2 трлн рублей.
Кроме того, ограничительные меры, установленные для бизнеса и граждан (прежде всего общенациональный локдаун с 1 апреля по 12 мая), также внесли вклад в снижение производственных возможностей экономики.
Для того чтобы смягчить негативное влияние пандемии на российскую экономику, правительству РФ пришлось значительно повысить уровень бюджетных расходов. Стоимость антикризисной поддержки в 2020 году министр оценил в более чем в 4,5% ВПП. По величине бюджетного стимулирования в странах – членах «Большой двадцатки» Россия занимает одно из лидирующих мест.
Глава российского финансового ведомства подчеркнул, что при формировании антикризисной программы правительство РФ пыталось добиться максимально высокой эффективности использования выделяемых средств.
Основными направлениями господдержки стали дополнительные выплаты медработникам, вовлеченным в борьбу с COVID-19, а также финансирование необходимых мер по укреплению медицинской инфраструктуры; поддержка наиболее уязвимых слоев населения: выплаты семьям с детьми, увеличение пособий по безработице и временной нетрудоспособности; снижение в два раза для субъектов малого и среднего предпринимательства ставки страховых взносов с 30 до 15% на сумму заработных плат, превышающих минимальный размер оплаты труда; поддержка занятости в малом и среднем бизнесе путем предоставления на безвозвратной основе грантов и специальных кредитов с последующим списанием процентов при условии сохранения численности работников; помощь наиболее пострадавшим от пандемии отраслям по многим каналам; поддержка системообразующих организаций, в частности, в виде кредитования под потребность в оборотных средствах и адресных субсидий.
В целом расходы на национальную экономику повысились по сравнению с докризисным планом на 17%, на социальную политику — на 10%.
В результате, подчеркнул Силуанов, Россия продемонстрировала один из лучших в мире результатов прохождения пандемии с точки зрения минимизации негативных последствий для экономики. Фактическое изменение темпов роста по сравнению с ожидаемым до начала пандемии оказалось намного лучше, чем в среднем по G20.
Ранее стало известно, что во всех регионах России запустили новый сервис по диагностике малого и среднего предпринимательства (МСП), который позволит государству оперативно проводить оценку компаний по 44 показателям и самостоятельно предлагать им адресную помощь.