Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Пассажир загоревшегося самолета в Анталье рассказал о помощи в спасении людей
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Экономика
Четверть клиентов МФО при введении лимита на займы готовы обратиться к нелегалам
Экономика
В России появился новый формат обмена старой техники на новую
Экономика
Названы популярные форматы жилья у россиян разных возрастов
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Мир
Эксперт оценил вероятность выхода США из Парижского соглашения
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
Пассажиры загоревшегося в Анталье самолета написали коллективный иск на «Азимут»
Происшествия
Пассажирка загоревшегося самолета в Анталье рассказала о долгой посадке судна
Общество
Патрушев рассказал о мерах господдержки аграриев в новых регионах
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

Капитан Джек ВороБендер

Обозреватель «Известий» Сергей Сычев — о том, как рассказ об отце великого комбинатора превратился в «Пиратов одесского порта»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 24 июня в российском прокате «Бендер: Начало». Это не экранизация книги Ильфа и Петрова, а рассказ о том, что происходило до старта событий, в ней описанных. Говоря по-киношному, приквел. Один из главный героев здесь авантюрист Абрам (он же турецко-поданный Ибрагим) Бендер, которого несколько раз в оригинальном тексте упоминал великий комбинатор.

Самое важное — полная смена оптики. «12 стульев» и «Золотой теленок», равно как и «Мастер и Маргарита», были сатирическим прочтением Евангелия. Структура легко распознавалась. В разных местах жили себе и не тужили обыватели, и всё у них было хорошо и спокойно. Потом их навещал странствующий лжемессия, совершал там «чудеса», а в результате вскрывались все язвы как общественного устройства, так и отдельных личностей. Провокационными соблазнами Воланд и Бендер обличали пороки, карали за них и отправлялись в свое странствие, причем Остап даже был «распят», а потом «воскрес» в «Золотом теленке», так что схожесть была особенно заметна. И булгаковское, и ильфопетровские произведения содержали абсолютно четкие нравственные установки, где пошлости, мещанству, корыстолюбию, честолюбию, зависти не было места.

Всё это продюсер Александр Цекало из своего дополнения к вселенной Бендера устранил и, похоже, совершенно умышленно. Он поместил действие в 1919 год, разгар Гражданской войны, когда грань между добром и злом стерлась, власть менялась быстрее, чем бандиты в ресторане успевали пообедать (шутка из фильма), и каждый новый правитель зверствовал по-своему. Единственной ценностью в стилизованном мире осталось выживание. Поэтому даже традиционная для Остапа Бендера погоня за сокровищем, которое для него было, конечно, путем в «Царствие небесное», где «все ходят в белых штанах», здесь выглядит жалкой и бессмысленной.

Жизнь человека не стоит и полушки, количество убийств в кадре зашкаливает, и охота за драгоценным фельдмаршальским жезлом графа Румянцева (реально существующая реликвия) не слишком увлекает зрителя. Это лишь повод для приключенческого сюжета, и он куда важнее для фильма в роли фаллического символа, обобщающего и эротизм большого количества сцен, и поиски главным героем отца.

Герой — естественно, Остап, только он не Бендер, а артистичный юноша-безотцовщина Ося Задунайский, читающий «Гамлета» в кабаках вымышленного города Солнечноморска (почему-то авторы не стали называть Одессу Одессой). Ося влюбился в невесту Мишки Япончика, украл у него деньги, а тут еще в город вошли белые и вступили с местными бандитами в сговор, так что врагов на квадратный метр стало значительно больше. Сюда же прибыл в поисках реликвии Абрам Бендер, и Ося уверен, что это его отец. Он учится трюкам и риторике, которые потом отзовутся в «12 стульях», мы встречаем ряд знакомых по книге персонажей, а дальше раскручивается сюжет с сексом, предательством, убийствами, погонями и прочими атрибутами жанра.

Главный референс «Начала», конечно, не «12 стульев» и даже не «Корона Российской империи», с которой есть переклички. При первых же сценах с Абрамом Бендером становится ясно, что перед нами переодетый капитан Джек Воробей, а весь фильм — фанфик на тему «Пиратов Карибского моря». Идея остроумная. Джек постоянно ставит перед собой призрачные и не очень отрефлексированные задачи, не имеет четкого плана, но всем успел насолить так, что за его голову везде объявлена награда. Он подлинный антигерой, трикстер, обаянию которого невозможно не поддаться, но находиться с таким рядом — большое испытание. И он идеально соответствует тотальному беззаконию вокруг, легкость в отношениях необходима ему, чтобы выжить.

И вот Сергей Безруков играет не прото-Бендера, а Воробья в эпицентре Гражданской войны, причем грация и мимика Джонни Деппа обыгрываются с удивительной элегантностью. На его фоне как бы положительный герой Ося и его пассия выглядят еще бледнее, чем персонажи Орландо Блума и Киры Найтли в «Пиратах». Тоже умышленно: обычно Остапа играли харизматики, лучшие актеры своего времени, а тут на роль выбран молодой Арам Вардеванян, недавно окончивший Щепкинское училище, и в сценах с Безруковым он явно придерживается субординации.

Впрочем, у всех, кроме Безрукова, роли чисто функциональные, и только Сергею Витальевичу удается наполнить свою игру глубиной — но это не глубина характера, не важнейший для Бендера внутренний трагизм, надлом, мечта по несбыточному, а глубина профессиональных оттенков: жесты, мимика, хореография. Словом, мастер дает урок артистизма.

«Бендер: Начало» манифестирует себя как обнуление целой культурообразующей традиции ХХ века. Это «Пираты Одесского порта», приключения которых продолжатся уже в июле, когда на экраны выйдет сиквел: похожим образом выпускали «Гоголя», который тоже пришелся по душе зрителю. Там обещано еще больше героев-масок, драк, погонь и дерзкого хулиганства, которого первой части все же не хватило. Иногда становится настолько не смешно, что авторам приходится дожимать написанной в стиле «Пиратов» громкой музыкой. Мэл Брукс в своей экранизации «12 стульев» единство стиля соблюдал более последовательно, возможно, в сиквеле «Бендера» мы это тоже увидим. Его хочется дождаться, потому что кино получилось увлекательное и нестыдное.

Автор — обозреватель «Известий», кандидат филологических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир