Полярный друг: как в Арктике учились защищаться от беспилотников
Российская Арктика получила защиту от беспилотников-невидимок. Учения по обнаружению дронов прошли в сложных полярных условиях на северо-востоке страны — на Чукотке и Камчатке. На них была задействована группировка, расположенная как на материке, так и на архипелагах и острове Врангеля. Эксперты отмечают, что в настоящее время США и другие страны активно развивают свое присутствие в этой части арктического региона. Поэтому сегодня на северо-восточном побережье страны воссоздается непроницаемый радарный заслон — более совершенный, чем во времена СССР.
Радарный контроль
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, уникальные арктические учения прошли в начале лета. Их целью была проверка возможностей российских радиолокационных систем, которые прикрывают северо-восток России. По словам собеседников издания, на маневрах успешно отработали обнаружение групп малозаметных беспилотных летательных аппаратов (БЛА), выполняющих полеты на разных высотах. Для этого совместно задействовали части ПВО и радиолокационные подразделения.
Ранее Министерство обороны сообщало, что в начале июня радиолокационная станция (РЛС) «Сопка-2» на острове Врангеля участвовала в поиске малоразмерных целей, имитирующих БЛА. По данным военных, все они были обнаружены и классифицированы. Информацию обобщили и проанализировали, а затем оперативно передали на командный пункт ПВО Восточного военного округа.
В советское время по дальневосточному арктическому побережью была раскинута сплошная сеть РЛС, позволявших наблюдать за воздушной обстановкой и сейчас она восстанавливается, рассказал «Известиям» военный эксперт Василий Кашин.
— Остров Врангеля — это северо-восток Арктики, а у американцев сейчас принят ряд стратегических документов о наращивании своего военного присутствия в данном регионе, — пояснил он. — Во многом это будет происходить на Аляске, где планируется размещение дополнительных сил, переброска войск из других районов США на ротационной основе. Американцы используют несколько типов стратегических разведывательных беспилотников в интересах как ВВС, так и военно-морских сил, которые могут, наверное, быть задействованы и над арктическими территориями. Российская сторона готовится иметь с этим дело.
Находящаяся на острове РЛС «Сопка-2» была установлена в 2016 году. Российские вооруженные силы по мере модернизации инфраструктуры пытаются отработать варианты ее использования и проводят учения по борьбе с разного рода высокотехнологичными угрозами, заключил эксперт.
Возвращение в Арктику
Одним из элементов восстановленной системы контроля за воздушным пространством стал смонтированный на острове Врангеля трассовый радиолокатор «Сопка-2» двойного назначения. Он круглосуточно мониторит ситуацию в небе в радиусе 450 км. Характеристики позволяют использовать его для наблюдения как за гражданским трафиком со специальными ответчиками, так и за военными летательными аппаратами. Их радар видит на удалении в 350 км.
Для работы в суровом арктическом климате радиолокатор смонтирован в специальном защитном куполе. Это дает возможность применять его при морозе минус 40 градусов и ветре скоростью до 40 м/с.
На материке РЛС развернуты на мысе Шмидта и в районе города Тикси. Для их персонала построены самодостаточные модульные городки. Дальше на запад цепочку РЛС вдоль Северного морского пути и арктического побережья России продолжают базы на архипелагах Новосибирские острова, Северная Земля, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа.
Сейчас военно-политическое руководство России восстанавливает былую славу северных РЛС времен Советского Союза, но с улучшенным качеством и боевыми возможностями, рассказал «Известиям» экс-замглавкома ВВС по вопросам объединенной системы ПВО СНГ генерал-лейтенант Айтеч Бижев.
— Мы не осваиваем Артику, а возвращаемся в нее, — сказал он. — Сложности работы там нашим ПВО хорошо знакомы: полярная ночь, низкие температуры, труднодоступность, сезонность завоза горюче-смазочных материалов и техники, организация смены служащих. Но с появлением современного ледокольного флота наши возможности по транспортировке и мобильности сильно улучшились.
По словам эксперта, техника ПВО сейчас стала гораздо лучше. У нас есть вооружение, которое успешно борется с дронами, заключил Айтеч Бижев.
Воздушный заслон
После обнаружения БЛА или самолета-нарушителя теперь есть возможность немедленно отреагировать на его появление. В арктической зоне размещают новые зенитные ракетные комплексы и системы, включая дальнобойные С-400. Восстанавливается и присутствие боевой авиации. Пункты ее наведения на цель развернуты на острове Врангеля и мысе Шмидта, в Тикси. С 1 декабря прошлого года на чукотском аэродроме Анадырь постоянно дежурит группа истребителей МиГ-31БМ из состава 317-го смешанного полка морской авиации с Камчатки.
Истребители МиГ-31БМ и корабельные Су-33 начали дежурство также на аэродроме архипелага Новая Земля. Иногда бывают они и на авиабазе Нагурская на Земле Франца-Иосифа. Планируется, что после восстановления взлетно-посадочной полосы на мысе Шмидта ее тоже можно будет использовать для взлета и посадки военных самолетов.
На острова Котельный и Врангеля, а также мыс Шмидта налажена регулярная доставка грузов сверхтяжелыми вертолетами Ми-26. Они участвовали в строительстве и воссоздании арктических баз и инфраструктуры РЛС. Используется для этих задач и новейшая арктическая модификация Ми-8АМТШ-ВА с чукотских аэродромов.
Координирует оборону региона Объединенное командование войск и сил на северо-востоке, подчиненное Тихоокеанскому флоту. Под его управлением находятся наземные силы, авиация, средства ПВО и флота на Камчатке. К нему же относится построенный с нуля на острове Врангеля один из трех крупнейших арктических форпостов России — база «Полярная звезда».