Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Овощи — резко: как Арчимбольдо опередил сюрреалистов

Главная выставка французского арт-сезона открылась в Меце
0
Фото: пресс-служба Центра Помпиду
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В филиале Центра Помпиду, расположенном в городе Меце, открылась одна из главных выставок французского арт-сезона, «Лицом к Арчимбольдо», посвященная знаменитому итальянскому живописцу XVI столетия. Масштабная экспозиция примечательна тем, что вместе с хрестоматийными картинами мэтра на ней представлены 250 работ 130 художников — начиная с античных времен до авторов сегодняшних инсталляций и перформансов, которые вели и продолжают вести диалог с Джузеппе Арчимбольдо. «Известия» оценили перекличку времен и стилей.

Нос грушей

В числе представленных в Меце мастеров — Альбрехт Дюрер, Франческо Гварди, Густав Курбе, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Джорджо де Кирико, Рене Магритт, Марсель Дюшен, Фрэнсис Бэкон, современные авангардисты. К вернисажу выпущен масштабный каталог, над которым трудилось более 90 искусствоведов, критиков, кураторов и живописцев.

До наших дней дошло примерно два десятка портретов кисти Арчимбольдо — аллегорические композиции из цветов, фруктов, овощей, растений, животных, рыб, морских продуктов, птиц и даже книг, винных бочек, пушек и пистолетов. Груша у него становилась носом или подбородком, гриб — ртом или ухом, колосья — бровями или бородой.

Многое в его картинах остается загадочным — нам порой очень непонятна символика гротескных портретов, скомпонованных из изображений фауны и флоры. Писал он и времена года, и четыре стихии — землю, воздух, воду и огонь. Еще одна серия посвящена ремеслам — «Повар», «Юрист», «Виночерпий» и «Библиотекарь». В «Весне» портрет словно соткан из тысячи цветов, которые действительно существуют в природе.

— Как бы там ни было, творчество Арчимбольдо созвучно нашей эпохе, — сказала «Известиями» директор Центра Помпиду-Мец Кьяра Паризи. — Для нас актуален его посыл о единстве человека с природой, с растительным и животным миром, который перекликается с нынешними экологическими проблемами.

На своей родине в Милане Джузеппе вместе с отцом трудился над созданием витражей для собора, гобеленов и фресок, эскизы которых представлены в Центре Помпиду-Мец. В 26 лет он отправился в Вену, где предложил свои услуги Габсбургскому двору. Быстро сделал себе имя и оказался придворным художником вначале Фердинанда I, потом его сына Максимилиана II и затем, перебравшись в Прагу, императора Рудольфа II — того самого, которого в «Мастере и Маргарите» в сцене на балу Коровьев называет чародеем и алхимиком.

Молодой мастер понравился Рудольфу II, который в окружении астрологов и мистиков занимался оккультными науками, искал философский камень. Венцом успеха Арчимбольдо стал знаменитый портрет монарха в облике древнеиталийского бога плодородия Вертумна — символа мудрого правления императора, процветания, изобилия и благополучия державы и ее верноподданных.

— Арчимбольдо служил трем императорам Габсбургского дома, которые очень ценили художника и считались с его мнением, — продолжила Кьяра Паризи. — Он был важной фигурой в их окружении. Можно сказать, что живописец занимался политикой, отдав свой талант на службу монархии.

Маньерист, кубист, поп-артист

Как и другие мастера Возрождения, великий выдумщик и новатор Арчимбольдо не ограничивался рамками станковой живописи. При Габсбургском дворе художник-царедворец выступал и в роли постановщика: устраивал парады и праздники, рыцарские турниры, ставил спектакли на мифологические сюжеты, руководил инженерными работами и даже режиссировал коронации и свадьбы. Наконец, он заведовал кунсткамерой императора, пополнял ее раритетами. Отслужив у Габсбургов четверть века и получив дворянский титул пфальцграфа, Арчимбольдо вернулся в Милан.

Забытого после смерти в течение четырех веков Арчимбольдо первым вернул из небытия главный идеолог сюрреалистов Андре Бретон. Его сподвижники Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Марсель Дюшан и другие объявили его своим предтечей. Впоследствии проницательные эксперты заметили его близость к кубистам, абстракционистам, а также к поп-артовцам, концептуалистам и постмодернистам.

— Картину «Библиотекарь» мог бы написать сюрреалист Джорджо де Кирико или даже современный художник, — отметил в беседе с «Известиями» куратор экспозиции искусствовед Анн Орват,

Первая его ретроспектива «Эффект Арчимбольдо: трансформация лица с XVI по XX век» прошла в венецианском Палаццо Грасси в 1987 году. Еще одна состоялась в Вене 10 лет спустя. В «Истории уродства» Умберто Эко относит его к итальянским маньеристам, которым свойственно «стремление к странному, экстравагантному и бесформенному». По мнению известного шведского искусствоведа Понтуса Хультена, Арчимбольдо отражал на картинах свое миропонимание, согласно которому человек состоит из тех же элементов, что и окружающий его мир.

— Своими работами он предвосхитил будущие течения, которые сменяли друг друга в новейшую эпоху, — подчеркнула Кьяра Паризи. — Арчимбольдо и весь итальянский маньеризм XVI века стали источником авангарда в разных его ипостасях вплоть до современности.

Радикальные эпигоны итальянца пускались во все тяжкие. Так, в Париже в 60-е годы минувшего века возникло эфемерное течение Food Art («Пища как искусство»), которое позиционировало себя в рамках арт-группы «Новый реализм». Его адепты использовали продукты и готовые блюда в своих гастрономических инсталляциях и перформансах. Канадка Яна Стрербак скроила для экспозиции платье из кусков протухшего мяса. Кулинарные хеппенинги устраивали в парижском ресторане, где собирались известные художники — Ив Кляйн, Арман, Ники де Сен-Фалль. В меню дразнил аппетит эпатажный «Обед каннибала» с яствами, имитирующими части человеческого тела. К сожалению, неизвестно, какие из них пользовались наибольшим спросом у публики.

Первая выставка Джузеппе Арчимбольдо в России должна была пройти в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве еще в прошлом году, но из-за пандемии ее пришлось отложить.

Прямой эфир