Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Радость праздника Воскресения Христова, такая весенняя и жизнеутверждающая в обыденном восприятии, должна иметь какой-то источник. И любой другой настоящий праздник имеет свое происхождение. Вообще, мы редко отдаем себе отчет в том, что любая настоящая радость в основе своей связана со страданием. В этом есть глубокий закон бытия нашего мира. И только преодолев боль и страдание, можно понять истинный, глубинный смысл радости.

День рождения имеет своим происхождением боль женщины во время родов, праздник Победы — страшную июньскую ночь 1941 года. И тем более тот праздник, который нас обращает от человеческого к иному, имеет свою причину.

Праздник Пасхи начинается за несколько дней до того воскресенья, когда многие приходят в храмы освящать куличи. Христос собирает своих учеников и моет ноги им, пришедшим с пыльных иерусалимских улиц. Что может быть более неожиданным для тех, кто собирается в очередной раз послушать своего учителя? Но он, будучи не только учителем, но и Богом, делает то, что обычно исполняет последний прислужник.

Бог переворачивает свои отношения с людьми на 90 градусов, он открывает себя человеку с совершенно иной стороны. Он перестает смотреть на человека вертикально, сверху вниз, требовать от него принесения жертвы и раболепного поклонения. Умовение ног ученикам — лишь иллюстрация того, что совершилось в те далекие дни ради одного — чтобы человек доверился Богу, на которого он теперь может смотреть горизонтально, как на своего друга.

Вообще, всё Евангелие про то невероятное доверие, с которым Бог приходит к человеку. А его последние главы — о том, как человек отвечает на это доверие — презрением, унижением, оскорблением, трусостью, предательством.

Но несмотря на всё это, Бог продолжает доверять человеку, верить в него. Как бы ни было больно, даже до смерти, это не заставляет Бога отвернуться от человека, сказать, что терпению Бога пришел конец. Поразительно, что Бог так любит человека, что переносит все его выходки, как тогда он переносил от людей насмешки, удары, плевки.

Целью Бога является человек, который сам этого не понимает и пытается куда-то убежать. И этот бег всегда приводит к тупику, к табличке «выхода нет», потому что из своей жизни человек сам может прийти только к одному — к смерти. До этой смерти люди доводят и Христа. Но здесь происходит самое главное — с его смерти начинается жизнь, всё меняется раз и навсегда для нашего мира и для каждого из нас.

Христос своим Воскресением уничтожает неизбежность смерти, разрушает ее изнутри. Христиане не пытаются ответить на вопрос о том, как это произошло, но понимают, что сделанное Богом для человека является объективным условием уже иного существования нашего мира.

Мы с вами живем в эру после Воскресения Христа, и каждому человеку нужно решить, что делать с этой объективной реальностью — принять ее как часть своей жизни или делать вид, что это его не касается. Но чтобы такой выбор сделать, нужно помнить об очень важном: то, что было тупиком, становится началом жизни, унижение становится торжеством, далекий и непостижимый Бог становится близким и понятным человеку.

Бог становится другом, с которым не страшно, который понимает и совершенно ощутимо любит человека таким, какой он есть, без прикрас, без фальши, без обязательств. Разве может быть что-то прекраснее, чем Бог, который просто любит человека и верит в него? У человека осталось дело за малым. Христос воскрес!

Автор настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево города Москвы, ответственный редактор «Журнала Московской патриархии», иерей

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир