Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Окончание Великой Отечественной войны в массовом сознании ассоциируется со взятием Берлина и водружением Знамени Победы над Рейхстагом. Гарнизон германской столицы сложил оружие 2 мая 1945 года. Однако для действующей армии война на этом не закончилась. Прежде чем был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии, советским солдатам и офицерам пришлось пройти еще через множество боев. О том, с какими сложностями столкнулась Красная армия в мае 1945-го, рассказывает военный историк Алексей Исаев.

«Всеми средствами продолжать борьбу на Восточном фронте»

С падением Берлина 2 мая 1945 года и смертью Гитлера сила, заставлявшая немцев сопротивляться на востоке и западе, ушла в небытие. За несколько дней до этого союзники, соединившись на Эльбе, рассекли Германию надвое — на северную и южную части. Немцы практически утратили возможность производить вооружение и боевую технику. Топливный кризис, сотрясавший страну с осени 1944 года, достиг апогея.

На Эльбе. Парад победителей

На Эльбе. Парад победителей, апрель 1945 года

Фото: РИА Новости/Петр Бернштейн

Однако в распоряжении верховного командования вермахта всё еще находились крупные и достаточно боеспособные части. Прежде всего это группы армий (ГА) «Центр» и «Австрия» (бывшая ГА «Юг»). Первая насчитывала около 600 тыс. человек, вторая — 450 тыс. Помимо этого, действовали изолированные группировки на косе Хель и в устье Вислы (около 225 тыс. военнослужащих вермахта и 26 тыс. гражданских лиц) и в Курляндии (около 200 тыс. человек личного состава 16-й и 18-й армий).

Новое правительство Германии, которое возглавил гроссадмирал Карл Дениц, оказалось, как ни странно это прозвучит, настроено по-боевому. Основных идей было две: «необходимо всеми средствами продолжать борьбу на Восточном фронте» и «капитуляции только на Западном фронте». При этом Дениц распрощался со стратегией Гитлера на удержание Курляндии и очагов сопротивления в Восточной Пруссии. Сразу же предпринимаются попытки вывести войска из этих мышеловок. Не обошлось без метаний и поспешных решений: 3 мая Дениц отдал приказ о самозатоплении кораблей германского ВМФ, а 5 мая его отменил. Приказ успели выполнить эсминец Z-43, миноносцы Т-8 и Т-9 и 88 подводных лодок.

Советский летчик Николай Киселев

Советский летчик Николай Киселев у сбитого им немецкого транспортного самолета «Юнкерс» Ю-52, апрель 1945 года

Фото: РИА Новости/Эммануил Евзерихин

Так или иначе, попытки эвакуировать блокированные войска привели к последним морским баталиям между советским и немецким флотами. В ночь на 6 мая у маяка Риксхефт произошло столкновение отряда советских катеров МО-IV («Малых охотников») с немецким конвоем, следовавшим на косу Хель в Данцигскую бухту. Миноносец Т-28 обнаружил советские катера радиолокатором и обстрелял их. В результате МО-595 был тяжело поврежден, погибли 12 человек, включая командира отряда «охотников» Владимира Боголюбского. Более того, с остова катера немцы сняли и взяли в плен семь советских моряков. Их заточение продолжалось всего несколько дней — вскоре моряков передали англичанам. С косы Хель боевыми кораблями (семь эсминцев и пять миноносцев) было снято 7 мая около 20 тыс. человек, а 8 мая — еще несколько тысяч. Это была лишь малая часть блокированных войск. Остальные вскоре сдались в плен.

Вывоз 200-тысячной группировки из Курляндии тем более составлял неподъемную задачу. Дениц отправил туда транспортную авиацию, но в условиях хаоса управления это обернулось катастрофой. Истребители 1-го воздушного флота уже покинули Курляндию, и приземлившиеся Ю-52 было некому прикрывать. В итоге транспортники были разгромлены советской авиацией. Плавсредств удалось набрать на вывоз всего 11,4 тыс. человек из Либавы (Лиепаи) и 5,5 тыс. из Виндавы (Вентспилса). Они были разбиты на пять конвоев — четыре в Либаве и один в Виндаве — и покинули порты вечером 8 мая. Ранним утром 9 мая отряд катеров под командованием капитана 2-го ранга Александра Сударикова перехватил семь судов и в результате боя уничтожил шесть из них. Выловленных из воды пленных посадили на оставшийся на плаву буксир «Роте». Около полудня другой отряд катеров перехватил конвой из шести судов. Четыре были уничтожены, а не оказавшую сопротивления быстроходную десантную баржу и буксир отправили в Мемель (Клайпеду) с 700 пленными. Для обеспечения сохранности портовых сооружений утром 9 мая в Либаве был высажен десант с восьми торпедных катеров Г-5 — всего около полусотни морских пехотинцев.

Торпедный катер Г-5

Торпедный катер Г-5

Фото: ЦАГИ/tsagi.ru

После этих хаотичных попыток эвакуации курляндская группировка сдалась. Всего же капитулировали 42 генерала, 8038 офицеров и 181 032 рядовых. В число последних вошли около 14 тыс. солдат из коллаборационистских формирований, преимущественно из прибалтийских государств.

До полной капитуляции

Куда более замысловатой оказалась судьба групп армий «Центр» и «Австрия» (бывшая ГА «Юг»). Первой ошибкой Деница стало промедление с принятием решения об их отводе на запад. Оно не было принято, по крайней мере, до 4 мая. В тот же день, 4 мая, главнокомандующий вооруженными силами союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр информировал начальника советского Генштаба Алексея Антонова о намерении американского командования продвинуться в Чехословакии до линии рек Влтава и Эльба. Это шло вразрез с предыдущими заявлениями союзников и не могло не вызвать как минимум недоумения советского командования. Начиналась политическая борьба за послевоенное переустройство Европы. Уинстон Черчилль в письме президенту США Гарри Трумэну 30 апреля 1945 года писал: «Освобождение вашими войсками Праги и как можно большей территории Западной Чехословакии может полностью изменить послевоенное положение в Чехословакии…»

Артиллерийская батарея около города Праги

Артиллерийская батарея около города Праги, май 1945 года

Фото: РИА Новости

Однако советское командование работало на опережение. 1 мая, когда в Берлине еще гремели уличные бои, Ставка Верховного главнокомандования приказывает 1-му Белорусскому фронту сменить войска 1-го Украинского фронта на позициях под Берлином. Командующий 1-м Украинским фронтом Иван Конев получает приказ использовать высвободившиеся в районе Дрездена войска для удара в направлении Праги. 2 мая директиву Ставки о наступлении на Прагу получил 2-й Украинский фронт Родиона Малиновского. Всего в Пражской операции были задействованы более миллиона человек личного состава трех фронтов, три танковые армии, 1767 танков и САУ, 4080 самолетов всех типов. Заявления Эйзенхауэра заставили ускорить подготовительные мероприятия, и операция началась на день раньше запланированного — 6 мая 1945 года. 3-я гвардейская танковая армия задержалась под Дрезденом, и на Прагу, по существу, двигалась поначалу только 4-я гвардейская танковая армия Дмитрия Лелюшенко (309 танков и САУ). 7 мая к наступлению присоединился 2-й Украинский фронт.

Главной проблемой на пути наступающих войск 1-го Украинского фронта были Рудные горы. Если бы немецким частям удалось занять укрепления в гористых районах, быстрый прорыв к Праге стал бы невозможен. Однако высокий темп наступления позволил танкистам Лелюшенко упредить планы противника. До Праги днем 8 мая и в ночь на 9 мая бригады 10-го гвардейского корпуса 4-й гвардейской танковой армии прошли 130 км, совершив практически рекордный марш, особенно для горных дорог. К 3:00 ночи 9 мая части 4-й гвардейской танковой армии овладели северо-западной окраиной Праги. Не обошлось без потерь, особенно обидных в последние дни войны: 62-я гвардейская танковая бригада 10-го гвардейского танкового корпуса потеряла один танк подбитым, семь человек убитыми и 17 ранеными. 63-я гвардейская танковая бригада потеряла 9 мая шесть человек убитыми и 21 — ранеными. К утру в Прагу вошли части 3-й гвардейской танковой армии Павла Рыбалко. С юго-востока к городу подходили части 2-го Украинского фронта.

Советские танки идут по улице города Мельк

Советские танки идут по улице города Мельк в последний день войны. 3-й Украинский фронт, 8 мая 1945 года

Фото: РИА Новости/Владимир Гальперин

В 20:00 8 мая 1945 года по радио верховное командование вермахта объявило о капитуляции: «С 00:00 9 мая все части и подразделения вермахта и все вооруженные формирования и отдельные лица прекращают боевые действия на всех театрах военных действий против всех бывших противников». Однако без занятия пражского транспортного узла и перехвата основных коммуникаций группы армий «Центр» этому приказу вряд ли бы кто-то подчинился. 10–11 мая, осознавая безнадежность своего положения, войска Шернера капитулировали. Войска 1-го Украинского фронта с 6 по 12 мая взяли в плен свыше 258 тыс. немецких солдат и офицеров, в том числе 18 генералов. Войска 2-го Украинского фронта пленили 470 тыс., в том числе 40 генералов. Войска 4-го Украинского фронта взяли в плен 130 тыс. человек.

Последнюю неделю войны на море и на суше трудно назвать бескровной. Сопротивление отдельных фанатиков и стремившихся уйти на запад частей вермахта ломали вооруженной силой, с использованием танковых ударов и авиации.

Читайте также
Прямой эфир