Полярный крюк: российские Су-34 доказали способность работать в Арктике
Новые российские истребители-бомбардировщики Су-34 признаны годными для боевой службы в Арктике, сообщили «Известиям» источники в Министерстве обороны. Машины уже приняли участие в учениях за полярным кругом. В течение нескольких недель самолеты, перелетевшие в регион с Урала, успешно выполняли учебно-боевые задачи в сложнейших арктических условиях. По итогам учений, сообщили собеседники редакции, бортовое оборудование и системы вооружения Су-34 «доказали способность поражать наземные, воздушные и морские цели в любых условиях, в том числе при экстремально низких температурах». Возможность применять такие самолеты в Арктике необходима для эффективного контроля над Севморпутем, считают эксперты.
Полет нормальный
О том, что экипажи многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34 Центрального военного округа впервые выполнили боевые пуски высокоточных ракет класса «воздух-поверхность» по морским целям, имитирующим подлодки и корабли условного противника, Минобороны, не раскрывая подробностей, сообщило 8 апреля.
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, в ходе учений группа «тридцать четвертых» перебазировалась с аэродрома Шагол Челябинской области на одну из авиабаз Северного флота в Заполярье. По словам собеседников издания, за несколько недель бомбардировщики провели комплекс тестовых полетов на разных высотах и в различных погодных условиях. Кроме того, экипажи Су-34 отработали боевое применение оружия в Арктике и подтвердили возможность выполнять длительные самостоятельные полеты над морем. Также проверку прошел и практически весь арсенал новейших истребителей-бомбардировщиков.
До этого момента «тридцать четвертые» в Заполярье не базировались. Хотя в 2016 году тогдашний командующий Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов заявил, что на архипелаге Земля Франца-Иосифа можно разместить звено Су-34 и пару самолетов-заправщиков Ил-78, что позволит увеличить радиус действия авиации.
— В ходе учений проверяли возможности самолета, как он себя ведет при таких температурах, — рассказал «Известиям» экс-командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант Валерий Горбенко. — Это необходимо с учетом того, что мы усилили группировку в Арктике, чтобы защищать свои границы. Если возникнет необходимость, командование будет понимать, что эти самолеты могут выполнять там задачи. К примеру, они могут быть направлены на защиту Севморпути.
По словам эксперта, в арктических условиях необходимо было проверить работу двигателей, систему навигации и прицельные комплексы — выдержат ли они эктремально низкие температуры.
— Эксплуатация самолетов на Крайнем Севере требует особого внимания, — отметил Валерий Горбенко. — Для топлива необходимы специальные добавки, чтобы не образовывались кристаллы льда, иначе это может быть опасно для двигателя. Там, по сути, самолеты работают на предельных режимах, поэтому необходимо внимательно изучить, какие особенности работы разных систем. Особенно это касается полетов у земли. На больших высотах условия в наших широтах несильно отличаются от арктических, и экипажи умеют там работать. А вот на малых высотах погода в средней полосе и Заполярье очень разная. Но наши конструкторы, как правило, при разработке закладывают достаточный запас прочности, чтобы самолет мог работать в сложных погодных условиях.
В последние годы военные активно тестируют возможности Су-34 по выполнению самого широкого спектра задач в разных условиях. Они неоднократно выполняли боевые вылеты в Сирии. С прошлого года экипажи начали отрабатывать воздушный бой в нижних слоях атмосферы на сверхзвуковой скорости. По классификации Минобороны этот самолет считается истребителем-бомбардировщиком. Его конструкция позволяет нести на борту ракеты Р-73 и Р-27 с полуактивным радарным наведением. Ранее также сообщалось о возможности использования на них новейших Р-77, способных поражать воздушные цели на расстоянии до 110 км.
Назад в Арктику
С середины прошлого десятилетия Минобороны укрепляет арктические рубежи России и строит инфраструктуру в Заполярье. Вдоль Северного морского пути создаются радиолокационные посты — они контролируют воздушное пространство и отслеживают перемещения кораблей. В зоне ответственности Северного флота такие посты созданы на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова. За восточную часть маршрута отвечает объединение войск (сил) на северо-востоке, входящее в состав Тихоокеанского флота.
Кроме радаров на аэродромах Анадырь на Чукотке и Рогачево на Новой Земле с 1 декабря прошлого года началось постоянное боевое дежурство групп флотских истребителей. Они уже встречают и сопровождают иностранные самолеты-разведчики, приближающиеся к границам России в Арктическом регионе. Реконструкция и ремонт выполнены почти на двух десятках взлетно-посадочных полос, включая самую северную военную базу на острове Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
После создания в 2014 году Объединенного стратегического командования «Север» для него решили восстановить 13 аэродромов и посадочных площадок. За несколько лет было реконструировано около двух десятков взлетно-посадочных полос (ВПП). Большинство из них принимают только транспортные самолеты, но некоторые перестроены и получили расширенные возможности.
Возобновилось использование северных аэропортов в качестве аэродромов подскока для стратегической авиации. Уже несколько лет после реконструкции баз в Тикси, Воркуте и Анадыре на них приземляются дальние бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.