Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил об укреплении ЕАЭС в качестве центра многополярного мира
Армия
ВС РФ нанесли удары по предприятиям ВПК ВСУ и объектам энергетики
Мир
В МИД РФ назвали атаки Киева на суда в Черном море попыткой срыва переговоров
Мир
Венесуэла обвинила США в похищении экипажа задержанного танкера
Мир
AP сообщило о пропаже с сайта минюста США 16 файлов по делу Эпштейна
Экономика
Российские банки начали запрашивать подтверждение родственной связи при переводе
Мир
Ушаков указал на необходимость соблюдения достигнутых договоренностей по Украине
Мир
FT заявила о предательстве Макроном Мерца по вопросу российских активов
Мир
Путин поблагодарил Лукашенко за высокую оценку российско-белорусских отношений
Мир
Посол РФ заявил о росте запроса на альтернативную информацию в Испании
Политика
В МИД РФ сообщили о продолжении переговоров РФ и США по Украине «в духе Аляски»
Мир
Ушаков заявил об отсутствии хороших добавлений в мирный план от Украины и Европы
Общество
Пропавшие в Самарской области дети найдены
Мир
Лукашенко заявил о переходе председательства в ЕАЭС к Казахстану в 2026 году
Мир
Дмитриев поблагодарил Тулси Габбард за разоблачение «глубинного государства»
Спорт
Лучникам из РФ до 21 года разрешили выступать на турнирах в нейтральном статусе
Экономика
Экономист предрекла западным компаниям сложный процесс возвращения на рынок РФ

Гиг-экономика с гарантиями: самозанятые смогут уходить на больничный

Компании начали страховать своих свободных исполнителей
0
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Возможность выйти из тени и официально работать на себя появилась в России в начале 2019 года, когда в четырех регионах стартовал пилотный проект по самозанятости населения. Сегодня режим действует во всей стране. Многих привлекает возможность самостоятельно устанавливать график работы, но от перехода на режим по-прежнему останавливает отсутствие гарантий. Например, если самозанятый заболел и не может работать, ему это время никто не оплатит.

Первый кейс в России

На днях «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» сообщили о старте программы расширенного страхования водителей и курьеров в нескольких городах России — это первый подобный опыт в стране. Полис действует в любое время вне зависимости от того, находится ли водитель или курьер на линии. Программа добровольная: можно платить фиксированную сумму в месяц и получать страховку на период болезни или при несчастных случаях.

До сих пор в такси существовало страхование поездок, но работало оно непосредственно при выполнении заказа. Водитель и пассажир застрахованы, каждому пострадавшему в результате ДТП полагается компенсация. Но работа таксистов не ограничивается заказами: ему нужно еще добраться до места вызова, дождаться клиента, заправить автомобиль и т.д. Та же ситуация была с курьерами. До недавних пор они страховались лишь на время смены, как только заходили в приложение и начинали выполнять заказы.

Чтобы понять, зачем компании приходят к формированию соцпакета для партнеров, мы обратились к международному опыту и экспертам.

Гиг-экономика и самозанятые

Благодаря развитию технологий в последние 10–15 лет рынок услуг кардинально изменился: появились платформы, которые перевернули представление о сервисах такси, клининга, доставки, мелкого ремонта.

Гиг-экономика, или экономика свободного заработка, породила и новые схемы отношений с исполнителями, которые вправе самостоятельно выбирать, как и когда брать заказы. Самозанятость стала удобным способом взаимодействия между теми, кто предоставляет услуги, и теми, кто помогает находить заказы.

Несмотря на все преимущества такого формата и возможности для гибкого сотрудничества, в ряде стран заговорили о незащищенности самозанятых, сотрудничающих с платформами, и сейчас везде ищут решения. Например, в Германии самозанятые уже платят 7,7% от дохода за медицинскую страховку, а в Австралии — 2%, (при доходе свыше $18,2 тыс. в год цифра увеличивается до 19%).

Международный опыт

В ноябре прошлого года в Калифорнии была принята «Поправка 22». Избиратели проголосовали за внесение изменений в закон, который обязывал компании и сервисы нанимать временных сотрудников в штат. Большинство голосов было отдано за то, чтобы водители и курьеры остались независимыми подрядчиками и сами определяли режим работы. Платформы при этом обязали предоставлять социальные гарантии для партнеров. В частности, в сервисах Uber и Lyft было создано дополнительное страхование, покрывающее несколько периодов: когда водитель не выполняет заказы, ждет пассажира или находится на маршруте. Ежемесячная плата — $6–20 за полис.

Подобные программы действуют для водителей Великобритании. Так, в 2018 году начало работать бесплатное страхование партнеров в сотрудничестве с Axa XL. В его программу входит покрытие медицинских расходов, страхование жизни, покрытие в случае получения инвалидности, госпитализации или получения травм.

— Мировая практика показывает, что водителей, которые идут работать в такси, привлекает именно возможность работать на себя, а не на компанию. В США уже пять лет на законодательном уровне идут споры о том, каким статусом наделять таксистов и что им гарантировать, — объясняет Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики ВШЭ. — На данный момент глобальных перемен удалось добиться лишь в Калифорнии. И это, вероятно, оптимальный вариант: если бы водители работали как наемные сотрудники, стоимость поездок в такси увеличилась бы на 25–100%.

Последствия «Поправки 22» коснулись и доставки еды. Платформы взяли на себя дополнительные обязательства — например, американский Grubhub начал добавлять к заказам в Калифорнии сбор на страховые выплаты для курьеров, а курьеры Amazon получают медицинскую страховку для себя и своей семьи. В Postmates, кроме этого, работают над защитой от домогательств и харрасмента, а также не дают водителям работать больше 12 часов в день, чтобы не допустить переутомления.

Ситуация в России

Сфера услуг в России развивается быстро. Сегодня многие партнеры сервисов доставки и перевозки работают на себя: имеют статус ИП или самозанятых. Если предпринимательство выбирали многие, то самозанятость — явление относительно новое, но уже популярное. Режим начал действовать в 2019 году и позволил выйти из тени тем, кто работал на себя неофициально. К сегодняшнему дню налоговая зарегистрировала уже более 2 млн самозанятых. Только за прошлый год число самозанятых увеличилось больше чем в шесть раз — это с учетом налоговых льгот от правительства. Сейчас налог на профессиональный доход позволяет людям работать законно, получать при необходимости кредиты и визы для поездок за рубеж.

— Институт самозанятых — действительно востребованная сегодня форма предпринимательской деятельности, которая прошла экспериментальную проверку в пилотных регионах и распространена на всю страну, — объясняет Арсений Беленький, заместитель руководителя Исполкома ОНФ. — Совместными усилиями, в том числе ОНФ, удалось добиться, чтобы самозанятые стали полноправными субъектами малого бизнеса наравне с ИП. При этом бывают ситуации, когда самозанятые по каким-либо причинам не могут заниматься своей деятельностью. Например, на больничном. Поэтому важно, чтобы самозанятые и ИП могли претендовать и на социальные гарантии.

Агрегаторы уже предлагали разные программы поддержки для самозанятых партнеров: некоторые предоставляют оплату или частичную компенсацию питания, некоторые организовывают вакцинацию от гриппа. На Бирже аутсорсинга самозанятый может оформить страховку, если выполняет опасные работы, например на стройке. Полис оформляется у партнеров Биржи до начала работ. Комплексных программ страхования, однако, на сегодняшний день не было ни у кого.

Первое решение

— Прошлый год особенно ярко показал важную социальную роль такси. Люди отказывались от общественного транспорта, чтобы ограничить контакты. Водители такси не только помогали добраться до пункта назначения, они занимались доставкой продуктов и лекарств. По возможности все помогали врачам, — объясняет Николай Кодолов, председатель Московского профсоюза таксистов. — Но у них самих должны быть гарантии и поддержка в ситуации, когда нужно взять больничный.

Доставка за прошлый год тоже вышла на новый уровень. Люди на самоизоляции не могли выходить в магазин, поэтому тоже начали пользоваться доставкой. Сегодня стало понятно, что такой формат позволяет не только снизить число контактов, но и сэкономить время, поэтому число курьеров продолжает расти.

Согласно данным опроса, проведенного «Яндекс.Такси», водители и автокурьеры считают страхование по болезни или несчастным случаям одной из главных потребностей в своей работе.

Поэтому компания предложила расширенное страхование на случай болезни курьеров и водителей, работающих в статусе самозанятого или ИП. Это пилотный проект — сейчас страховка доступна в девяти городах России: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сочи и Самаре.

— Страховка стоит 270 рублей в месяц, а выплаты по нетрудоспособности составят 800 рублей в день начиная со второго дня. Это 259% от размера ежемесячного взноса. Такое стало возможным, поскольку компания софинансирует половину стоимости программы, — отметил Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. — Для сравнения, в Санкт-Петербурге средний ежемесячный взнос в ФСС для штатных сотрудников — около 2 тыс. рублей, при этом выплаты по временной нетрудоспособности — лишь 52% от размера взноса.

Первым партнером программы страхования стала российская технологичная компания «Манго Страхование». В дальнейшем «Яндекс» планирует расширять программу с участием других страховых.

Перспективы проекта

По словам представителя ОНФ Арсения Беленького, «Яндекс» со своим решением стал первопроходцем в России, но важно, чтобы и другие агрегаторы подхватывали инициативу, и социальные гарантии стали частью отношений с партнерами. Только в этом случае можно говорить о поддержке самозанятых.

— Сегодня самозанятые — полноправные субъекты экономической деятельности. Вероятно, в перспективе они будут приравнены к МСП и получат все меры господдержки, как, например, ИП, — объясняет он. — Государство заинтересовано не только в дополнительных налогах, но и в том, чтобы граждане были защищены законом и могли претендовать на различные льготы.

Пока же улучшить условия работы своим партнерам могут сами компании — опыт «Яндекса».

Читайте также
Прямой эфир