Гиг-экономика с гарантиями: самозанятые смогут уходить на больничный
Возможность выйти из тени и официально работать на себя появилась в России в начале 2019 года, когда в четырех регионах стартовал пилотный проект по самозанятости населения. Сегодня режим действует во всей стране. Многих привлекает возможность самостоятельно устанавливать график работы, но от перехода на режим по-прежнему останавливает отсутствие гарантий. Например, если самозанятый заболел и не может работать, ему это время никто не оплатит.
Первый кейс в России
На днях «Яндекс.Такси», «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» сообщили о старте программы расширенного страхования водителей и курьеров в нескольких городах России — это первый подобный опыт в стране. Полис действует в любое время вне зависимости от того, находится ли водитель или курьер на линии. Программа добровольная: можно платить фиксированную сумму в месяц и получать страховку на период болезни или при несчастных случаях.
До сих пор в такси существовало страхование поездок, но работало оно непосредственно при выполнении заказа. Водитель и пассажир застрахованы, каждому пострадавшему в результате ДТП полагается компенсация. Но работа таксистов не ограничивается заказами: ему нужно еще добраться до места вызова, дождаться клиента, заправить автомобиль и т.д. Та же ситуация была с курьерами. До недавних пор они страховались лишь на время смены, как только заходили в приложение и начинали выполнять заказы.
Чтобы понять, зачем компании приходят к формированию соцпакета для партнеров, мы обратились к международному опыту и экспертам.
Гиг-экономика и самозанятые
Благодаря развитию технологий в последние 10–15 лет рынок услуг кардинально изменился: появились платформы, которые перевернули представление о сервисах такси, клининга, доставки, мелкого ремонта.
Гиг-экономика, или экономика свободного заработка, породила и новые схемы отношений с исполнителями, которые вправе самостоятельно выбирать, как и когда брать заказы. Самозанятость стала удобным способом взаимодействия между теми, кто предоставляет услуги, и теми, кто помогает находить заказы.
Несмотря на все преимущества такого формата и возможности для гибкого сотрудничества, в ряде стран заговорили о незащищенности самозанятых, сотрудничающих с платформами, и сейчас везде ищут решения. Например, в Германии самозанятые уже платят 7,7% от дохода за медицинскую страховку, а в Австралии — 2%, (при доходе свыше $18,2 тыс. в год цифра увеличивается до 19%).
Международный опыт
В ноябре прошлого года в Калифорнии была принята «Поправка 22». Избиратели проголосовали за внесение изменений в закон, который обязывал компании и сервисы нанимать временных сотрудников в штат. Большинство голосов было отдано за то, чтобы водители и курьеры остались независимыми подрядчиками и сами определяли режим работы. Платформы при этом обязали предоставлять социальные гарантии для партнеров. В частности, в сервисах Uber и Lyft было создано дополнительное страхование, покрывающее несколько периодов: когда водитель не выполняет заказы, ждет пассажира или находится на маршруте. Ежемесячная плата — $6–20 за полис.
Подобные программы действуют для водителей Великобритании. Так, в 2018 году начало работать бесплатное страхование партнеров в сотрудничестве с Axa XL. В его программу входит покрытие медицинских расходов, страхование жизни, покрытие в случае получения инвалидности, госпитализации или получения травм.
— Мировая практика показывает, что водителей, которые идут работать в такси, привлекает именно возможность работать на себя, а не на компанию. В США уже пять лет на законодательном уровне идут споры о том, каким статусом наделять таксистов и что им гарантировать, — объясняет Оксана Синявская, заместитель директора Института социальной политики ВШЭ. — На данный момент глобальных перемен удалось добиться лишь в Калифорнии. И это, вероятно, оптимальный вариант: если бы водители работали как наемные сотрудники, стоимость поездок в такси увеличилась бы на 25–100%.
Последствия «Поправки 22» коснулись и доставки еды. Платформы взяли на себя дополнительные обязательства — например, американский Grubhub начал добавлять к заказам в Калифорнии сбор на страховые выплаты для курьеров, а курьеры Amazon получают медицинскую страховку для себя и своей семьи. В Postmates, кроме этого, работают над защитой от домогательств и харрасмента, а также не дают водителям работать больше 12 часов в день, чтобы не допустить переутомления.
Ситуация в России
Сфера услуг в России развивается быстро. Сегодня многие партнеры сервисов доставки и перевозки работают на себя: имеют статус ИП или самозанятых. Если предпринимательство выбирали многие, то самозанятость — явление относительно новое, но уже популярное. Режим начал действовать в 2019 году и позволил выйти из тени тем, кто работал на себя неофициально. К сегодняшнему дню налоговая зарегистрировала уже более 2 млн самозанятых. Только за прошлый год число самозанятых увеличилось больше чем в шесть раз — это с учетом налоговых льгот от правительства. Сейчас налог на профессиональный доход позволяет людям работать законно, получать при необходимости кредиты и визы для поездок за рубеж.
— Институт самозанятых — действительно востребованная сегодня форма предпринимательской деятельности, которая прошла экспериментальную проверку в пилотных регионах и распространена на всю страну, — объясняет Арсений Беленький, заместитель руководителя Исполкома ОНФ. — Совместными усилиями, в том числе ОНФ, удалось добиться, чтобы самозанятые стали полноправными субъектами малого бизнеса наравне с ИП. При этом бывают ситуации, когда самозанятые по каким-либо причинам не могут заниматься своей деятельностью. Например, на больничном. Поэтому важно, чтобы самозанятые и ИП могли претендовать и на социальные гарантии.
Агрегаторы уже предлагали разные программы поддержки для самозанятых партнеров: некоторые предоставляют оплату или частичную компенсацию питания, некоторые организовывают вакцинацию от гриппа. На Бирже аутсорсинга самозанятый может оформить страховку, если выполняет опасные работы, например на стройке. Полис оформляется у партнеров Биржи до начала работ. Комплексных программ страхования, однако, на сегодняшний день не было ни у кого.
Первое решение
— Прошлый год особенно ярко показал важную социальную роль такси. Люди отказывались от общественного транспорта, чтобы ограничить контакты. Водители такси не только помогали добраться до пункта назначения, они занимались доставкой продуктов и лекарств. По возможности все помогали врачам, — объясняет Николай Кодолов, председатель Московского профсоюза таксистов. — Но у них самих должны быть гарантии и поддержка в ситуации, когда нужно взять больничный.
Доставка за прошлый год тоже вышла на новый уровень. Люди на самоизоляции не могли выходить в магазин, поэтому тоже начали пользоваться доставкой. Сегодня стало понятно, что такой формат позволяет не только снизить число контактов, но и сэкономить время, поэтому число курьеров продолжает расти.
Согласно данным опроса, проведенного «Яндекс.Такси», водители и автокурьеры считают страхование по болезни или несчастным случаям одной из главных потребностей в своей работе.
Поэтому компания предложила расширенное страхование на случай болезни курьеров и водителей, работающих в статусе самозанятого или ИП. Это пилотный проект — сейчас страховка доступна в девяти городах России: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Сочи и Самаре.
— Страховка стоит 270 рублей в месяц, а выплаты по нетрудоспособности составят 800 рублей в день начиная со второго дня. Это 259% от размера ежемесячного взноса. Такое стало возможным, поскольку компания софинансирует половину стоимости программы, — отметил Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. — Для сравнения, в Санкт-Петербурге средний ежемесячный взнос в ФСС для штатных сотрудников — около 2 тыс. рублей, при этом выплаты по временной нетрудоспособности — лишь 52% от размера взноса.
Первым партнером программы страхования стала российская технологичная компания «Манго Страхование». В дальнейшем «Яндекс» планирует расширять программу с участием других страховых.
Перспективы проекта
По словам представителя ОНФ Арсения Беленького, «Яндекс» со своим решением стал первопроходцем в России, но важно, чтобы и другие агрегаторы подхватывали инициативу, и социальные гарантии стали частью отношений с партнерами. Только в этом случае можно говорить о поддержке самозанятых.
— Сегодня самозанятые — полноправные субъекты экономической деятельности. Вероятно, в перспективе они будут приравнены к МСП и получат все меры господдержки, как, например, ИП, — объясняет он. — Государство заинтересовано не только в дополнительных налогах, но и в том, чтобы граждане были защищены законом и могли претендовать на различные льготы.
Пока же улучшить условия работы своим партнерам могут сами компании — опыт «Яндекса».