Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Инцидент в Суэцком канале сподвигнет мировые логистические компании пересмотреть транспортные маршруты и подходы к выбору размеров судов, а также изменить планирование времени на доставку товаров в порты. Такого мнения придерживаются опрошенные «Известиями» эксперты. Движение по Суэцкому каналу восстановлено, сказали «Известиям» в посольстве Египта в РФ. Но неделя простоя обойдется мировой экономике в $70 млрд. Задержка в доставке продукции и перегрузка портов приведет к росту цен на продукцию АПК и потребительские товары, ожидают аналитики. Не исключены также многочисленные судебные иски со стороны торговых компаний к перевозчикам, указали эксперты. В итоге коллапс увеличит потенциал маршрутов вдоль африканского побережья, Северного морского пути (СМП), а также железнодорожных направлений из Азии в Европу, считают аналитики.

Снять блок

Контейнеровоз Ever Given сняли с мели 29 марта. Шестью днями ранее гигантское судно заблокировало движение в Суэцком канале. Из-за происшествия образовалась пробка из около 400 кораблей. 29 марта контейнеровоз поставили в фарватер. В тот же день движение по Суэцкому каналу восстановили, сказали «Известиям» в посольстве Египта в РФ.

— Судно Ever Given было полностью спущено на воду. А час назад (17.00 мск) движение по каналу вернулось в норму, — уточнил пресс-секретарь египетского посольства Ахмед абд Альмоез.

Он также добавил, что прохождение около 400 задержанных судов займет три дня.

— Судно Ever Given снято с мели, но последствия этого инцидента будут велики. Он случился в самый неподходящий момент. Чтобы парировать последствия коронакризиса, мировые Центробанки проводят мягкую политику. Из-за этого растут цены на продовольствие и инфляционные ожидания. Нет сомнения, что операторам контейнерного флота придется пересмотреть транспортную логистику, — заявил «Известиям» генеральный директор «Универ Капитал» Асхат Сагдиев.

Контейнеровоз Ever Given

Контейнеровоз Ever Given заблокировавший движение в Суэцком канале

Фото: REUTERS/Maxar Technologies

По его словам, есть вероятность, что теперь многие корабли большого тоннажа будут проходить не по Суэцкому каналу, а вокруг Африки или другими маршрутами. Также возможно, что канал придется расширять. Нельзя исключать и глобальных сдвигов в судостроении в пользу кораблей с меньшим тоннажем, если выяснится, что из-за большой парусности суперсуда плохо управляются, считает Асхат Сагдиев.

— В любом случае грузоотправителям предстоят новые расходы, которые они будут закладывать в цену товаров. Отдельная и большая статья расходов — судебные. Морских перевозчиков ждет большое количество исков, что поднимет стоимость страховок и стоимость контейнерного фрахта, — заключил он.

Суэцкий канал — важная транспортная артерия, через него проходит 10–12% мирового товарооборота. По данным Lloyd's List, блокировка морского пути обходится мировой экономике в $400 млн в час, или почти $10 млрд в сутки. Соответственно, за неделю простоя это уже $70 млрд. В глобальном плане это не самые существенные потери, но разрыв по времени сроков доставки разных товаров по всему миру может привести к новому витку роста цен, ведь по каналу доставляют не только нефть, газ и СПГ, но и зерно, сахар и прочее, сказал «Известиям» частный инвестор, основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров.

— Можно ожидать, что вырастут мировые цены на продукцию АПК (стоимость морских перевозок уже подскочила), а это скажется на других товарах (продуктах питания, например). Все зависит от того, насколько быстро будет открыто судоходство, — отметил эксперт.

По данным управления энергетической информации США (EIA), на маршрут через Суэцкий канал приходится 10% морских перевозок нефти в мире и 8% сжиженного природного газа (СПГ).

— Блокировка настолько важной артерии, безусловно, имеет экономические последствия. Нарушены многие производственные и логистические цепочки, которые не смогут быстро и полностью восстановиться. Пробка в Суэцком канале вызвала эффект мультипликатора, и теперь некоторые производственные циклы и торговые маршруты сильно отстают от планов, — заявил «Известиям» аналитик ГК «Финам» Андрей Маслов.

Операция по снятию с мели контейнеровоза Ever Given

Операция по снятию с мели контейнеровоза Ever Given

Фото: Global Look Press/Suez Canal Authority/Keystone Press Agency

Эксперт отметил, что, хотя официально президент Египта сообщил об успешном окончании операции по деблокированию Суэцкого канала, порты останутся перегруженными еще некоторое время, что скажется и на сухопутной логистике, и на товарообороте.

Загруженность портов значительно возрастет, особенно это касается танкеров, химовозов, рефрижераторов и газовозов, при разгрузке которых требуются большая осторожность и технические навыки в связи с экологическими и логистическими стандартами перевозки опасных грузов, — заявил Андрей Маслов.

Он добавил, что разгрузка одного танкера может занимать несколько часов, а нарушение очередности, правил хранения или выгрузки влекут за собой многомилионные штрафы. Опоздание одного судна на несколько часов может стоить другому нескольких дней простоя из-за ограниченных мощностей даже крупнейших портов в мире, пояснил эксперт. Восстановление судоходства может занять от трех дней, считает Андрей Маслов.

Изменения к подходу

Затор в Суэцком канале станет шагом к диверсификации транспортных путей из Азии в Европу и наоборот, считает главный стратег индексной компании «Бета Финансовые Технологии» Арарат Мкртчян.

— Основными бенефициарами будут Северный морской путь и железнодорожный проект — Шелковый путь из Китая в Европу. Также планирование закупок и складских остатков крупными ритейлерами будет вестись с большим запасом, чем до этого, — заявил он.

Северный морской путь

Северный морской путь

Фото: Global Look Press/Rosatom

Учитывая увеличивающийся объем мировой торговли энергоресурсами, в частности СПГ, появление дополнительных коротких маршрутов доставки грузов становится вопросом времени, отметили в Минэнерго России. СМП, сроки навигации на котором продолжают расширяться и в 2020 году достигли девяти-десяти месяцев, имеет высокий потенциал расширения объемов транспортировки грузов, позволяя значительно сократить время доставки товаров из Азии в Европу, добавили в ведомстве.

Уникальное географическое положение России дает ей естественные преимущества на мировом энергетическом рынке в части доступа к основным рынкам потребителя, а также скорости доставки товаров ТЭК. Ограничение поставок в Суэцком канале почти не коснулось поставок российской нефти марки Urals, для которой используют другие маршруты, добавили в Минэнерго.

Но авария может привести к задержкам в поставках других товаров, заметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Например, как писали «Известия», в Финляндии уже зафиксировали дефицит кофейных зерен. Эксперты предупреждали, что в моменте цены в европейских магазинах на наиболее дефицитные товары могут вырасти на 2–3%.

Читайте также
Реклама