В России заработали голографические профессора

Московская школа управления «Сколково» запустила новый формат взаимодействия преподавателей со студентами — голографическое изображение профессора, который может находиться в любой точке мира, в полный рост проецируется на стену в аудитории, где в это время работают слушатели и еще один профессор. Об этом «Известиям» сообщили в школе «Сколково» в четверг, 25 марта.
«Технологии сейчас становятся эффективным средством доставки контента и удержания внимания слушателей. Физическое присутствие уже не играет прежней роли, если профессор предстает перед студентами в формате full body, оставаясь в другом городе или стране», — рассказали в школе.
В «Сколково» отметили, что на протяжении года пандемических ограничений и до него «много экспериментировали с гибридными форматами обучения», в которых объединяются реальные и виртуальные пространства.
«Поначалу казалось, что с помощью цифровых технологий повторить удобство классического формата работы в лекционном зале невозможно. Но решение нашлось — оказалось, что если профессор в «домашней студии» перед видеокамерой стоит в полный рост, то после обработки видео можно проецировать его изображение на стену аудитории школы так, словно это полноценная голографическая проекция», — сказали в школе управления.
Подчеркивается, что эффект присутствия в таком случае намного более сильный, чем в случае классической «говорящей головы в телевизоре».
«Проекция становится окном в продолжение лекционного зала за стеной, но де-факто — уже в студию профессора в другой стране», — сказал директор по цифровой трансформации и технологическим инновациям «Сколково» Анатолий Стояновский.
По его словам, школа будет активно совершенствовать этот новый образовательный опыт, собирая обратную связь от студентов.
Уже начали проводить пилотные лекции в таком формате. Первые состоялись 25 марта на программе дополнительного профессионального образования для топ-менеджеров и управленцев высшего уровня EMBA.
Стояновский добавил, что предстоит решить еще много задач, чтобы вовлечение всех участников было максимальным, но уже сейчас «эффект очевиден».
Он рассказал, что стандартный антикризисный формат, который образовательные организации по всему миру начали использовать в условиях антикоронавирусных ограничений, нельзя назвать эффективным.
Когда в аудитории просто установлен экран, на котором через Zoom выступает профессор, сидящий перед своим ноутбуком дома, контакт с аудиторией плохой, обратная связь почти отсутствует, энергетика теряется. Решение с голографическим преподавателем является оптимальным для использования в повседневном режиме, заключил он.
В феврале 2020 года «Известия» со ссылкой на российских ученых сообщали, что отечественные исследователи разработали инновационный голографический модуль, который при внедрении в фотокамеру позволит делать снимки и сразу их зашифровывать. Таким образом, файлы получат на порядок большую криптостойкость. Если флешка попадет в чужие руки, информацию с накопителя будет значительно сложнее раскодировать. В основе разработки лежит использование голограмм, которые трансформируют изображения, превращая их в абстрактные картинки.
Была создана демонстрационная модель устройства, которая доказала эффективность технологии. В случае получения необходимого финансирования производство аппарата запустят в ближайшие годы.