В прошлом году произошло знаковое событие: золотовалютные резервы (ЗВР) нашей страны достигли исторического максимума — $600,7 млрд. На сегодня эта величина немногим ниже — $580,1 млрд. Ни у кого не вызывает сомнения необходимость формирования и поддержания на определенном уровне Резервного фонда государства, служащего гарантом финансовой устойчивости страны. Наличие подобной подушки безопасности особенно актуально для РФ, учитывая санкционное давление, а также риски, связанные с ограничением внешних заимствований.
Банк России использовал любую благоприятную экономическую ситуацию для наращивания международных резервов. Последовательная политика регулятора, направленная на обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности нашего государства, позволила сформировать высоколиквидный фонд, выступающий гарантом долгосрочной устойчивости российской экономики. Об этом, в частности, свидетельствуют качественные характеристики российских ЗВР.
Доля желтого металла в международных резервах России недавно превысила 23%, в последнее время этот уровень не опускается ниже 20%. В ситуации, когда страна испытывает серьезные экономические трудности, золото — это «последний рубеж финансовой обороны». Так, в целях поддержания макроэкономической стабильности ряд государств, таких как Венесуэла, Узбекистан, Таджикистан, Монголия, вынужден был продать часть своего золотого запаса.
По размерам ЗВР Россия уверенно занимает пятое место среди всех государств, уступая лишь Китаю (с его более чем $3 трлн ЗВР), Японии, Швейцарии и совсем немного Индии, которую в любой момент мы можем перегнать.
Однако значительные золотовалютные резервы не свидетельствуют ни об уровне экономического развития страны, ни о благосостоянии населения.
Так, США с их $145 млрд ЗВР или экономика номер один Европы Германия с $267 млрд запасов, похоже, не ставят своей целью максимальное накопление финансовых средств на черный день. Излишние резервы противоречат самой природе рыночной экономики, находящейся в постоянном поиске вариантов наиболее эффективного использования ресурсов. Золотовалютный же запас как средство поддержания курса национальной денежной единицы и обеспечения макроэкономической стабильности в периоды кризисных потрясений по своей сути предполагает минимизацию рисков, с одной стороны, служа своеобразным островком стабильности в мире рыночного хаоса, а с другой — «выдергивая» из отечественной экономики потенциальные инвестиции.
Формирование золотого запаса как стабильного фундамента ЗВР, а также гибкое оперирование валютной составляющей обеспечивают сбалансированность структуры международных резервов России. Но основной целью ЗВР является не преимущественное приумножение активов, а их сохранение. В этом смысле накопление золотовалютных резервов сверх величины, диктуемой экономической целесообразностью, представляется противоречащим интересам развития отечественной экономики.
По доле в ВВП среди экономически развитых стран близок к нам только Китай — 23% (но в Поднебесной и порядок цифр другой), в то время как в США — 2,2%, Англии — 7%. ЗВР же России составляют 28% ВВП при совокупном государственном долге нашей страны, не превышающем 18–20% от ВВП. Столь значительная концентрация неработающих в экономике средств совершенно очевидно вступает в противоречие с интересами развития. Разумеется, Россия, будучи страной преимущественно сырьевой ориентации, не может не иметь значительных золотовалютных резервов как страховки от волатильности рынков. Однако высвобождение части ЗВР на основании заранее определенных фиксированных нормативов, ставящих размеры международных резервов в зависимость от уровня государственного долга и ВВП, могло бы способствовать поступлению дополнительных инвестиций в экономику страны.
Теряющееся в бесконечной временной перспективе постоянное наращивание ЗВР делает из нашей страны «скупого рыцаря», обреченного на угасание над сундуками с накопленным богатством. Текущее же смещение приоритетов использования ЗВР в пользу интересов развития отечественной экономики и поддержание резервов на уровне заранее определенного норматива в дальнейшем могли бы в немалой степени помочь устойчивому и динамичному развитию.
Автор — преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора