Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дети дипломированных отцов чаще планируют поступать в аспирантуру. Такую связь выявили в своем исследовании сотрудники Института образования НИУ ВШЭ. Опрошенные эксперты в области социологии и психологии подтверждают влияние семьи на уровень образования. Значение фигуры отца они связывают с патриархальностью российского общества. При этом, отмечают специалисты, в более раннем возрасте школьники все же больше ориентируются на матерей. Тем временем число аспирантов в России за последнее десятилетие сократилось почти вдвое — с 157 437 в 2010 году до 84 265 в 2019-м. Будущее поколение в науку тоже не спешит: среди девятиклассников защищаться намерены всего 1,9%. Да и на последнем курсе бакалавриата тех, кто нацелился на диссертацию, немного — 4%.

Слагаемые научной карьеры

Именно уровень образования отца, а не матери влияет на планы школьников и студентов в будущем поступать в аспирантуру. К такому выводу пришли эксперты Института образования НИУ ВШЭ в исследовании «Детерминанты стремления к получению ученой степени».

Авторы проанализировали, как учились те, кто еще со школьной скамьи собирался поступать в аспирантуру, как менялись их планы и что на это повлияло. Результаты исследования методом логистической регрессии показали: есть три слагаемых данного процесса. Самый сильный фактор влияния — образовательные результаты: чем лучше оценки ребенка, тем выше вероятность его «аспирантского» будущего. Также большое влияние имеют социально-экономический статус семьи и уровень образования отца.

диплом, профессия, студент
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

— Уровень образования родителя действительно прямо коррелирует с решением молодых людей продолжить обучение. Есть исследования, которые подтверждают эту зависимость. Кроме того, здесь играет роль привязанность к определенным социальным условиям, — отметил в беседе с «Известиями» главный научный сотрудник Института социологии РАН Владимир Мукомель.

Однако нельзя умалять и влияние матери, подчеркнул он. Тем более что образованных женщин в России больше, чем мужчин.

— С точки зрения психологии дети воспринимают родителей как пример. Если один из них, например, не достиг образовательных высот, то в большинстве случаев он не будет требовать или ждать этого от ребенка. Поэтому если тот сам не захочет продолжить обучение, то вероятность получения им научной степени мала, — рассказала психолог Марина Гладышева.

Отец как человек, который обычно отвечает за развитие семьи и направление, в котором она движется, безусловно важен, — подчеркнула она. Однако, по словам эксперта, нужно понимать, что все зависит от менталитета: есть семьи, в которых ведущую роль играет женщина.

Выпускники
Фото: TAСС/Антон Новодережкин

Возникшую связь между уровнем образования отца и желанием ребенка построить научную карьеру Марина Гладышева объяснила патриархальностью российского общества.

Кроме того, добавила психолог, есть исследования, которые показывают, что на образованность ребенка влияют не только родители, но и предыдущее поколение — бабушки и дедушки.

— Если в семье, например, есть табу на образование женщин, то это наложит свой отпечаток — девочку не будут стремительно развивать, в мальчика будут вкладывать больше, — пояснила специалист.

В школьную пору хватает мамы

В подобных исследованиях влиянием семьи интересуются часто, однако, как правило, рассматривают степень воздействия обоих родителей или только матери, отметила профессор НИУ ВШЭ, эксперт по образованию Ирина Абанкина.

— На более ранних этапах — после 9-го и 11-го классов — дополнение к образованию матери серьезного вклада в картину не вносит, — сказала она. — А вот уже ближе к аспирантуре, когда речь идет о молодых людях, которые связывают свою жизнь с наукой, преподаванием, срабатывает образ отца. Однако уровень образования женщин в России выше, чем мужчин, есть у нас такой гендерный дисбаланс. Нередки случаи, когда в семье высшее образование есть только у женщины, а мужчина остается со среднеспециальным.

Диплом выпускника
Фото: ТАСС/Антон Новодережкин

Тем временем число аспирантов в России за последнее десятилетие сократилось почти вдвое — с 157 437 в 2010 году до 84 265 в 2019 году, говорится в исследовании. Доля студентов — недавних выпускников вузов — в общем контингенте аспирантов также заметно снизилась: с 31% в 2010 году до 5% в 2019-м.

Будущее поколение в аспирантуру тоже не спешит: среди девятиклассников защищаться намерено всего 1,9%. На последнем курсе бакалавриата тех, кто нацелился на диссертацию, тоже немного — 4%.

Исследование показывает, что доля тех, кто еще в школе хочет поступать в аспирантуру, очень мала, и планы школьников постоянно меняются. Наши ученики в целом плохо представляют себе, что такое наука и что нужно делать, чтобы стать исследователем, — рассказала одна из авторов исследования, научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова.

Ее коллега и соавтор, заведующий лабораторией вычислительных социальных наук НИУ ВШЭ Иван Смирнов добавил, что в школьных предметах мало исследовательской составляющей, в учебных программах не хватает открытых вопросов, не предполагающих готового ответа. По его мнению, сегодня стоит уделять больше внимания популяризации науки среди школьников, если мы хотим в будущем получить отличных ученых.

Прямой эфир