Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

За чей счет газ

Журналист Ирина Кезик — о том, где чиновники нашли источники финансирования на газификацию страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Социальная газификация, придуманная президентом страны Владимиром Путиным, рискует превратиться в антисоциальную. Еще в прошлом году глава государства поручил подготовить новую модель газоснабжения страны, устроенную таким образом, чтобы средства граждан при ее реализации не были задействованы. При этом представить проект программы нужно было до 1 января 2021 года. И если основные параметры (единый региональный оператор, единое окно, сокращение сроков подключения почти в два раза) в прошлом году были определены, чиновники «споткнулись» на самом главном вопросе программы — источниках финансирования. О чем и шел разговор на селекторном совещании «Единой России» под руководством председателя партии Дмитрия Медведева.

В мероприятии приняли участие как представители региональных отделений, так и глава «Газпрома» Алексей Миллер, министр энергетики Николай Шульгинов и курирующий отрасль вице-премьер Александр Новак. Первые, рапортуя об успехах газификации, выдвигали предложения использовать материнский капитал на закупку газового оборудования. Такие предложения выдвигались еще в прошлом году.

Стоит напомнить, что на данный момент средства материнского капитала можно направить на проведение строительных работ и реконструкцию жилого дома. Инициаторы нововведения считают, что проведение необходимых для комфортной жизни коммуникаций значительно улучшит жилищные условия. И, справедливости ради стоит отметить, что, говоря о социальной газификации, чиновники и представители заинтересованных компаний имеют ввиду доведение трубы до забора, само же оборудование действительно стоит недешево. Поэтому в этом есть своя логика.

Но нужны средства и на то, чтобы эту трубу довести до забора. И вот в этом-то и есть основной вопрос. По подсчетам «Газпрома», на реализацию социально ориентированной газификации до 2030 года потребуется порядка 2 трлн рублей. В прошлом году газовый монополист сообщал, что на ближайшие пять лет компания намерена выделить порядка 526 млрд рублей до 2026 года. В качестве одного из инструментов финансирования группа рассматривает и в настоящее время обсуждает с федеральными органами исполнительной власти возможный выпуск бессрочных облигаций с государственной поддержкой. Объем размещения может стать рекордным — 150 млрд рублей.

Кроме прочего, выступая на селекторном совещании, глава «Газпрома» Алексей Миллер внес предложение позаимствовать в электроэнергетике опыт так называемого «котлового подхода».

В прошлом году сообщалось, что для реализации газификации планируется использование средств от спецнадбавки на тариф по транспортировке газа по газораспределительным сетям. В 2020 году вышло постановление правительства № 702, в котором говорится, что спецнадбавка является целевым источником для финансирования газификации, но регионы смогут применять ее только на основании мероприятий, отраженных в региональных программах. В 2019-м суммарно по Российской Федерации спецнадбавка составила 11,5 млрд рублей. В текущем году она будет увеличена с 25 до 35%.

По словам Миллера, на сегодняшний момент в стране есть регионы, в которых газификация уже достигла 100% или скоро дойдет до этого показателя, поэтому было бы целесообразно вынести принятие решений по тарифу на федеральный и межрегиональный уровень.

«Первый уровень, который с уровня ФАС для всех регионов утверждается, абсолютно равный, одинаковый для потребителей, а вторая часть — это часть на перераспределение между регионами, которые сегодня платят тарифы, и они всё равно будут повышаться в рамках принятых решений роста тарифов. Но им уже не требуется тот объем инвестиций в газораспределительные сети, там все эти вопросы уже решены. Это регионы с большим объемом потребления, регионы с крупными промышленными потребителями и так далее», — пояснил Миллер.

При этом глава «Газпрома» отметил, что в таком случае не потребуется введения дополнительных акцизов на газ и индексации оптовых цен на топливо. Это «методически понятный подход, которой опробован в другой отрасли, абсолютно межрегионально справедливый», и, по оценке монополиста, способный дать хорошую финансовую прибавку к тому, чтобы обеспечить граждан газом без привлечения их средств и полностью реализовать все те цели, которые стоят в рамках программы газификации.

Курирующий отрасль вице-премьер Александр Новак не был столь оптимистичен. Во-первых, по его словам, сегодня на реализацию программы не хватает около 500–600 млрд рублей, даже с учетом возможного выделения «Газпромом» равноценной суммы на следующую пятилетку. Поэтому Новак не стал исключать введение акциза, индексацию оптовых цен на газ и использование кредитов Минфина, которые уже заимствованы регионами. По его словам, есть разъяснение Минфина, что эти средства могут быть направлены в том числе и на вопросы газификации.

И если последнее предложение, так же как и «котловой подход», укладывается в рамки понятия социальной газификации, то к акцизу и росту оптовых цен на газ есть вопросы. И в первую очередь — об их влиянии на конечную стоимость продукции, производимой на основе газа и/или с его использованием. О параметрах акциза ни в прошлом году, ни в этом ничего не было сказано, и, с одной стороны, сложно предугадать его воздействие. Но не стоит далеко ходить — достаточно вспомнить связь роста акцизов с ценами на моторное топливо.

Что же касается индексации оптовых цен, то среди предложений Минэнерго говорилось о росте на 1–2% в год. Учитывая, что потребление газа на внутреннем рынке в среднем в год составляет порядка 440 млрд кубометров, а средняя оптовая цена — 4,5 тыс. рублей за тысячу кубометров, индексация в год может дополнительно принести до 40 млрд рублей, или 400 млрд рублей за десять лет, что вполне бы могло решить вопрос финансирования. Тем более что к этому добавятся 120–130 млрд от спецнабавки за тариф.

Но всё это вовсе не социально ориентированные и далеко не популярные меры для населения, ведущие так или иначе, пусть и к незначительному, но росту потребительских цен. Поэтому возникает вопрос: примет ли такую работу президент, подчеркнувший в своих поручениях, что модель газификации страны должна быть разработана, исключая привлечение средств населения. Пожалуй, не стоит забегать вперед. Окончательное решение еще не принято, и один раз как акциз, так и индексацию оптовых цен уже исключали из списка источников финансирования. Работа продолжается.

Автор — обозреватель «Известий», главный редактор журнала «Нефтегазовая вертикаль»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир