Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Происшествия
В Приморье мужчина напал на полицейских с ножом
Общество
Матвиенко предложила провести «Десятилетие семьи» в России
Мир
WP сообщила о ссорах и рукоприкладстве в команде Трампа
Мир
Bloomberg указало на желание Байдена укрепить Украину до президентства Трампа
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Мир
Меркель заявила о неизбежности диалога об урегулировании украинского конфликта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Мир
Договор о всеобъемлющем партнерстве России и Ирана охватит сферу обороны
Общество
Путин поздравил актера и режиссера Эмира Кустурицу с 70-летием
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Представители предпринимательского сообщества попросили Минпромторг перенести на осень начало эксперимента по маркировке пивоваренной продукции, запланированное на апрель 2021 года. Об этом говорится в письме президента «Опоры России» Александра Калинина к главе Минпромторга Денису Мантурову (есть в распоряжении «Известий»). Весной начинается высокий сезон продаж пива, и параллельное проведение эксперимента негативно отразится на показателях отрасли, увеличив финансовую нагрузку на компании минимум в три раза, уверены в бизнес-объединении. В Минпромторге заявили, что условия «пилота» уже учитывают позицию предпринимателей.

За перенос

Провести эксперимент по маркировке пива в сентябре 2020 года предложил глава Минпромторга Денис Мантуров. Он мотивировал это тем, что, по разным оценкам, объем нелегального пивного рынка может составлять от 5 до 12%, а потери бюджета — достигать 22 млрд рублей в год. А уже через месяц, в октябре, реализовать эту инициативу правительству поручил президент Владимир Путин.

Согласно проекту постановления кабмина, разработанного Минпромторгом, маркировку пива в тестовом режиме будут производить с апреля 2021 года по конец февраля 2022-го. Учитывая значительную сезонную зависимость продаж этой продукции, начало эксперимента, совпадающее с ростом спроса на такие напитки, негативно отразится на общих показателях отрасли, предупредил глава «Опоры России» Александр Калинин в письме к министру Денису Мантурову. Более того, в итоге это приведет к снижению налоговых отчислений, что прямо противоречит цели введения маркировки.

пиво
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Учитывая изложенное, предлагается перенести начало эксперимента на более поздние сроки, ориентированные на завершение сезонности реализации пивоваренной продукции (сентябрь–октябрь 2021 года)», — говорится в документе.

Глава «Опоры России» попросил провести оценку целесообразности эксперимента, а также определить четкие критерии его успешности и эффективности, которые включали бы в себя расчет затрат бизнеса на его проведение, а также доступность аппаратуры. При этом очевидно, что особенно сильная нагрузка ляжет на плечи малых компаний: на 1,4 тыс. производителей из МСП приходится всего 225 млн дал пивоваренной продукции, в то время как 62 крупных предприятия производят 2 млрд дал, а еще три транснациональные корпорации изготавливают 5,5 млрд дал. В целом, по расчетам «Опоры России», переход на поштучную маркировку продукции более чем в три раза увеличит нагрузку на компании — как финансовую, так и производственную. Например, только затраты на сканеры и принтеры кодов маркировки могут составлять $300 тыс. на одну линию.

Предлагается прямо предусмотреть в постановлении бесплатное участие в эксперименте субъектов МСП за счет предоставляемого оборудования либо за счет вычетов из суммы налогов, подлежащих уплате, — говорится в документе.

завод
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Кроме того, Александр Калинин попросил исключить из эксперимента безалкогольное пиво, сидры, а также медовуху, чтобы тестирование маркировки проходило на максимально однородной продукции.

Пренебречь, маркируем

В Минпромторге на вопрос «Известий», планируется ли переносить даты эксперимента, дали понять, что решение окончательное. В ведомстве заявили: проект постановления о маркировке с 1 апреля разрабатывался по поручению президента, которое было дано после совещания с членами правительства. Там подчеркнули, что участие в нем сугубо добровольное и не предполагает платы за коды маркировки, а предпринимателям предоставляется необходимое оборудование на безвозмездной основе.

Говоря о конкретных напитках, на которые распространится эксперимент, в Минпромторге отметили, что проект постановления уже учитывает позицию бизнеса и затронет не только пиво, но и сидр, пуаре, медовуху, слабоалкогольные напитки брожения и т.д.

пиво
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Решение об исключении того или иного вида продукции может приниматься после завершения эксперимента на основании объективных причин, учитывающих результаты эксперимента, особенности технологических и бизнес-процессов маркировки, а также результатов апробации ее механизмов, — заявили в ведомстве.

Опрошенные «Известиями» представители отрасли поддержали позицию «Опоры России». По мнению старшего директора по работе с органами государственной власти в Восточной Европе пивоваренной компании «Балтика» Ирины Федоровой, пробное введение маркировки действительно стоит перенести с учетом сезонности спроса на пивоваренную продукцию. Кроме того, следует дождаться окончания эксперимента по маркировке пива в кегах, который сейчас идет в Татарстане.

— Мы предлагаем проводить эксперимент не для всех видов упаковки, а именно для пива в кегах, так как в разливном алкоголе наблюдается много случаев уклонения от уплаты налогов, — заявила Ирина Федорова.

В целом же нововведение не кажется ей необходимым.

пиво
Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

Маркировка пива не выгодна никому — ни покупателям, ни производителям, ни государству. Из-за нее уменьшатся производственные мощности предприятий, снизится эффективность их работы, возникнет необходимость в дополнительных инвестициях. В результате увеличится цена продукции для конечного потребителя, что приведет к росту нелегального рынка, — пояснила она.

Введение маркировки — избыточная мера, так как на пивоваренном рынке нет контрафактной продукции и проблемы фальсификатов, отметил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Она неизбежно приведет к сокращению рынка пива и переключению части потребителей на более доступный по цене крепкий суррогатный алкоголь, предупредил эксперт.

Маркировка — это мировой позитивный тренд, в той же Германии всё пиво уже давно полностью прослеживается, отметил директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. По его мнению, маркировать пивную продукцию однозначно стоит. Впрочем, непринципиально начинать эксперимент именно в апреле. Предпринимателям следует дать отдышаться после кризиса, вызванного пандемией, уверен эксперт. Он также выразил сомнение, что Минпромторг сможет выдать оборудование всем участникам эксперимента: скорее всего, его получат несколько основных производителей, а остальным придется тратить собственные средства, отметил Георгий Остапкович.

Читайте также
Прямой эфир