Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия объявила Россию страной — «спонсором терроризма»
Мир
В МО заявили о ликвидации половины личного состава двух бригад ВСУ
Мир
Арестович рассказал о просьбах европейцев «добить Россию»
Общество
Парламентарии предложили повысить МРОТ до 30 тыс. рублей
Армия
Российские десантники осуществили захват опорного пункта ВФУ
Мир
МИД РФ назвал обстрелы ЗАЭС со стороны ВСУ актом ядерного терроризма
Мир
Боррель призвал европейцев быть готовыми «заплатить» за поддержку Украины
Мир
Эстония закроет границы для россиян с шенгенскими визами
Мир
Турция отказалась подключаться к санкциям против РФ в области энергетики
Мир
Москва назвала шовинизмом призывы прекратить выдачу россиянам шенгенских виз
Мир
Politico призвало Зеленского признать факты преступлений ВСУ
Экономика
Шольц призвал Россию забрать турбину для «Северного потока»

Цифровая среда: зачем ритейлеры объединяются с IT-компаниями

Как торговые сети выходят в онлайн и борются за покупателей
0
Фото: ТАСС/Михаил Джапаридзе
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Торговая сеть «Магнит» в рамках своей экосистемы запускает кредитные продукты и мобильного оператора в 2021 году. Об этом сообщил ее генеральный директор Ян Дюннинг. Кроме того, компания активно разрабатывает Super App, чтобы через одну точку входа дать потребителям максимум услуг. Таким путем идут и другие ритейлеры — во время пандемии перестраиваться пришлось всем. Как торговые сети объединяются с IT-игроками, борются за покупателей и ищут новые каналы продаж — в материале «Известий».

Конкуренция экосистем

Экосистемы традиционно создавались высокотехнологичными игроками с большим количеством интернет-пользователей — например, компаниями из телеком-индустрии.

— Еще два года назад сложно было представить, что один из традиционных ритейлеров займется суперприложением, а IT-лидер «Яндекс» будет управлять несколькими сотнями дарксторов, — подчеркнул сооснователь торговой сети Fix Price Сергей Ломакин. — Сегодня конкуренция в розничной торговле выходит на новый уровень — соперничества экосистем, в которых уже нет чисто ритейлеров или чисто технологических компаний.

В экосистеме важна точка контакта с потребителем и объем предложений, поэтому банки и мобильные операторы объединяются с ритейлерами, а ритейлеры ищут партнеров на рынке логистики, маркетплейсов и ресторанов. К примеру, X5 Retail Group создала свою технологическую «дочку», а Сбер активно поглощает техно-стартапы.

— Лидерам рынка предстоит расширять число услуг, — заявил президент, гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг. — Мы разрабатываем суперприложение «Магнит», в конце декабря начали работу над системой «Электронный фермер». Кроме того, стали взаимодействовать с аптечными сервисами, занялись электронной торговлей продовольствием совместно с «Яндексом» и Delivery Club. К лету будет полномасштабный e-grocery. В этих сферах растущий спрос.

Как отметил гендиректор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров, борьба за время, доверие и кошелек потребителя переходит в цифровую среду, и у офлайн-игроков есть большой потенциал — за счет увеличения доли онлайн-присутствия.

По итогам 2020 года ритейлеры отчитались о росте продаж в онлайне. «Лента» показывает более чем пятикратное увеличение онлайн-покупок, Metro в сегменте e-grocery (онлайн-продажи товаров повседневного спроса) увеличил оборот в три раза.

— В период самоизоляции многие россияне вынужденно попробовали совершать покупки в интернете: число тех, кто хотя бы единожды приобрел что-то в интернете, приблизилось к 60 млн человек. Даже в отношении продовольственных товаров был быстро преодолен психологический барьер: потребители перестали опасаться, что им привезут некачественный или испорченный продукт, — отмечает Сергей Ломакин. — Скорость роста онлайна, даже после пандемийного скачка, заметно больше того, что рынок видел раньше. В первую очередь увеличилась скорость адаптации потребителя к таким видам услуг.

По оценкам Infoline, в 2020 году рынок e-grocery прибавил более 100 млрд рублей по сравнению с 2019-м, достигнув отметки в 145 млрд рублей. К 2023 году его объем может превысить 600 млрд рублей.

Число экосистемных игроков и рынок растут, конкуренция пока не так очевидна и сильна — места хватает всем.

Но перейдет ли соперничество между ритейлерами и IT-компаниями в открытую фазу, вопрос пока открытый, особенно с учетом того, что у «Яндекса» и других цифровых лидеров усиливаются амбиции в сегменте e-commerce.

Польза для всех

Участники экосистем заявляют, что в союзе работает экономика партнерств: компании объединяют компетенции и получают шанс заработать больше, чем каждая в отдельности. Говорить о соперничестве, по их словам, неправильно.

Как заметил президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб, у ритейлеров и технологических компаний есть встречный интерес. Наблюдается взаимное обогащение игроков рынка: «Яндекс» привлекает больший объем покупателей, хотя средний чек при этом ниже, чем в собственных каналах «Азбуки вкуса» — доставке из магазинов, со складов и экспресс-доставке. Но технологические инструменты позволяют привлечь покупателей, которые не считались целевой аудиторией ритейлера, и открывают новые направления. Так «Азбука вкуса» внезапно стала игроком в b2b-сегменте — бизнес начал заказывать еду для сотрудников и на подарки. Сегодня на этот канал приходится 3% от оборота.

В то же время, как заметил Сергей Ломакин, мало какую из топовых розничных компаний можно назвать классическим ритейлером: значительную часть оборота они делают за счет собственного производства. Кроме того, у них есть фермерские хозяйства, теплицы, заводы и фабрики-кухни, огромные логистические комплексы и автопарки.

— Это та самая основа, без которой IT работать не будут: приток покупателей обеспечивается за счет более совершенного управления розничным сегментом, грамотного категорийного менеджмента и развития ассортимента собственных торговых сетей, — пояснил сооснователь Fix Price.

В первые дни пандемии ни у кого не было эффективной службы доставки, которую можно было бы легко масштабировать — коронавирус заставил интегрироваться с различными ИТ-игроками. Попытка постепенного развития своих сервисов привела бы к потере времени и потребителей. По результатам исследований сервиса Dostavista, почти половина клиентов уйдет из интернет-магазина, если у него не будет возможности доставить заказ за день.

— Быстро и бесплатно — такие требования предъявляют потребители к доставке товаров, и в этом ахиллесова пята онлайн-коммерции: логистика — это дорого, сложно и несет репутационные риски. Во-первых, нанять интеллигентных курьеров за минимальные для рынка деньги невозможно. Во-вторых, эффект масштаба в логистике не работает, и говорить о существенном изменении финансовой модели можно будет только с распространением беспилотных технологий, — сказал Сергей Ломакин.

По мнению эксперта, это одна из причин, по которой еще минимум пять лет e-commerce не сможет догнать традиционные магазины. Прогнозы подтверждают «цифровые» Южная Корея и Китай, где объем продаж в интернете почти в три раза ниже, чем в офлайне, но России далеко и до этих показателей. Тем не менее ритейлерам нужно попрощаться с исключительно физической средой и следовать за потребителем в интернет, мобильные приложения и на партнерские платформы.

— Цифровая трансформация началась поневоле, — заключает Сергей Ломакин. — Проникновение высоких технологий в большой ритейл идет по всем фронтам: компании переходят на горизонтальный принцип управления и заимствуют у IT-команд модель коротких внедрений с постоянной корректировкой целей. Согласен с прогнозами о том, что это повлечет изменения корпоративной структуры: исчезнет прослойка людей, которые «держат ответ перед руководителем», так как он теперь может получать всю информацию напрямую на удобном дашборде благодаря технологиям. Кроме того, «цифра» помогает создавать новые бизнес-модели, типы операций и форматы услуг — в общем, дополнительные источники дохода. Также с ее помощью можно больше узнать о своих потребителях.

Читайте также
Реклама
Прямой эфир