Российские астрономы зафиксировали момент разрыва звезды черной дырой

Российская астрофизическая космическая обсерватория «Спектр-РГ» увидела разрушение звезды, которая пролетела слишком близко от сверхмассивной черной дыры. Об этом сообщил Институт космических исследований (ИКИ) РАН в среду, 30 декабря.

«Девятого ноября 2020 года (немецкий) телескоп eROSITA на борту орбитальной рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» зарегистрировал новый источник на небе, который привлек внимание российских астрофизиков мягкостью своего рентгеновского спектра <…> Такие источники с временем жизни порядка полугода должны появляться при приливном разрушении звезды, пролетевшей слишком близко от сверхмассивной черной дыры», — цитирует «РИА Новости» заявление института.

В то же время научный руководитель обсерватории «Спектр-РГ» Рашид Сюняев отметил, что это не столь экзотическое событие. По его словам, астрономы наблюдали за последние 25 лет уже два прохода звезды вблизи от черной дыры с массой в 4 млн солнечных масс в центре Галактики.

Обсерватория «Спектр-РГ» была запущена в космос в июле 2019 года. В октябре того же года она достигла рабочей точки в 1,5 млн км от Земли, а к декабрю 2020 года обсерватория выполнила два обзора всего неба.

В мае группа астрономов из Европейской южной обсерватории и ряда других институтов обнаружила ближайшую к Солнечной системе черную дыру. Она находится в тысяче световых лет от Земли и входит в систему звезд, которую видно «невооруженным глазом».

В феврале астрономы обнаружили на расстоянии 390 млн световых лет от Земли последствия самого мощного выброса энергии во Вселенной с момента Большого взрыва.