Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Россиянки стали чаще претендовать на должности в сфере IT
Происшествия
В Приморье четыре человека были задержаны по подозрению в похищении мужчины
Общество
Россиян начнут предупреждать о рисках зависимости от азартных игр
Армия
Минобороны сообщило о добровольной сдаче украинских военных в плен
Общество
Осужденные за мошенничество по делу Долиной попросили отменить приговор
Общество
Ученые обнаружили в организме единственного насекомого Антарктиды микропластик
Мир
Polsat News сообщил о подготовительной работе Польши по репарациям от России
Мир
CBS News сообщил о готовности США ударить по Ирану с 21 февраля
Политика
Дмитриев указал на выгоду США в случае снятия антироссийских санкций
Спорт
Исламу Махачеву присвоили звание Посла самбо в мире
Общество
Банк России сообщил о популярности механизма самозапретов на кредиты
Мир
Сестра Ким Чен Ына сообщила об усилении охраны границы с Южной Кореей
Общество
В Госдуме предложили расширить право многодетных семей на бесплатные лекарства
Мир
WSJ сообщила о полном выводе войск США из Сирии
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Экономика
В РФ начнут выпускать новые экологичные судовые двигатели
Мир
В Краснодарском крае локализовали возгорание на Ильском НПЗ после атаки ВСУ

Отец Волка и Зайца

Режиссер Борис Грачевский — о том, как Александр Курляндский создал любимых персонажей поколения
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Не стало писателя и сценариста Александра Курляндского. Мы его знаем в первую очередь как соавтора замечательного мультфильма «Ну, погоди!», хотя у него есть и много других выдающихся работ. Но именно «Ну, погоди!» стал знаковым произведением своего времени. Сейчас сложно представить, какую огромную радость приносили всем советским людям серии приключений Волка и Зайца, выходившие в огромном, стандартном, скучном периоде 1970-х, который мы сегодня называем эпохой застоя. И всю литературную составляющую этого проекта на себе тащили два прекрасных писателя: Аркадий Хайт и Александр Курляндский.

Курляндский — нестандартный писатель. Он необычен тем, что для него в равной степени интересным было работать и для маленьких зрителей, читателей, и для взрослых. По его сценариям было создано много мультиков, на первый взгляд ориентированных на детей, но на самом деле выходивших далеко за территорию чисто детского зрелища. Вспомните, например, выпуски «Возвращения блудного попугая» про попугая Кешу. Там была фраза кота: «Таити, Таити... Нас и здесь неплохо кормят!» Она ушла в народ, как и многие другие. А его мультсериал «Великолепный Гоша», который Курляндский запустил на телевидении, и вовсе был ориентирован на взрослых.

Александр Ефимович вообще был очень продуктивен, за свою жизнь он создал не только мультфильмы, но и много замечательных детских книг.

При этом он был спокойным, неторопливым, свое чувство юмора демонстрировал в основном в творчестве, а не в жизни — всё у него было внутри, не напоказ. И если его соавтор по «Ну, погоди!» Аркадий Хайт был экстравертом, всегда острил, хохотал, радовался и заражал всех своим весельем, то Александра Курляндского можно охарактеризовать как полную его противоположность.

Он вообще был не особенно общительным, старался не участвовать ни в каких тусовках, в основном писал. Даже завел себе в Москве маленькую квартирку, где мог работать в одиночестве и тишине. Можно сказать, он всегда жил в такой внутренней эмиграции.

Писал он и сценарии для «Ералаша». Работая с ним, я понимал, что имею дело с мэтром, не редактировал его тексты и никогда не ставил ему никаких заданий, не указывал, что писать. Он большой автор, поэтому просто приносил созданное, мы из этого выбирали, что берем в работу, и снимали. Но и он не вмешивался в дальнейший процесс. Зато если в итоге получалось хорошо, то искренне радовался.

В последнее время его активность сильно снизилась. Думаю, он понимал, что в одну реку невозможно войти дважды и для новых поколений детей нужны новые герои. Тем более, мне кажется, его вряд ли обрадовали бы те «политкорректные» изменения, которым подверглись его персонажи в грядущем перезапуске «Ну, погоди!». Вроде как Волка сделали более правильным, некурящим. Мне это тоже слышать странно. Давайте мы еще введем в сюжет по одному гею, негру, лесбиянке, как это сегодня принято... Для меня существует только тот мультфильм, который был сделан Курляндским. И я не уверен, что сегодняшние дети примут этих обновленных героев. Даже не потому, что им старые нравятся больше, а потому что у них уже свои кумиры. Это, пожалуй, самое грустное: ребятам сегодня интереснее Маша из «Маши и Медведя», нежели Волк из «Ну, погоди!».

С другой стороны, у Маши и Волка на самом деле немало общего: обоих любят за их хулиганистость. Преемственность здесь очевидна. А «Ну, погоди!», в свою очередь, вышел из «Тома и Джерри» — это тоже не секрет. Но хотя их часто сравнивают, мои симпатии целиком на стороне «Ну, погоди!»: наш мультфильм добрее, теплее, в нем никого не топтали, не давили, не резали, не убивали.

Персонажи, созданные Курляндским, навсегда поселились и остаются жить в душах тех людей, которые взрослели в те годы. Пусть даже их создателя уже нет с нами.

Автор — режиссер, сценарист, художественный руководитель киножурнала «Ералаш», заслуженный деятель искусств РФ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир