Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД РФ решительно осудил разрушение ВСУ Каховской ГЭС
Мир
МИД Финляндии вызвал временного поверенного в делах РФ
Мир
Воздушная тревога объявлена в трех регионах Украины
Общество
Суд арестовал подозреваемого в производстве суррогатного сидра на два месяца
Общество
Путин поручил привлечь молодых специалистов на муниципальную службу
Общество
В Херсонской области заявили о тяжелой ситуации в Алешках после прорыва ГЭС
Армия
В Минобороны РФ заявили о контроле над населенным пунктом Берховка
Армия
За сутки российские силы сбили три украинских военных самолета
Мир
Россия созовет заседание СБ ООН по Каховской ГЭС
Армия
Путин присвоил спасшему раненых сослуживцев участнику СВО звание Героя России
Происшествия
Один человек погиб при столкновении автобуса с легковушкой в Самарской области
Мир
Крупнейший комбинат Украины приостановил работу из-за ЧП на Каховской ГЭС

Памятная симфония: как в Москве отметят 250-летие Бетховена

В день рождения композитора концертные площадки предлагают программы на любой вкус
0
Фото: РИА Новости/Владимир Песня
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Провести весь день за прослушиванием живых исполнений камерных сочинений Бетховена, побывать на мировой премьере нового произведения, написанного в честь венского классика, и выбрать между двумя интерпретациями его Пятого концерта — эти и другие способы отметить 250-летие гения предлагают меломанам столичные концертные институции. «Известия» изучили анонсы и отметили самое интересное.

Бетховен-марафон (Московская консерватория)

Пожалуй, самую масштабную акцию к круглой дате устроила Московская консерватория. Начиная с 14 декабря в ее Рахманиновском зале с 11 утра и до позднего вечера звучит музыка Бетховена. Цель амбициозная: исполнить все его камерные произведения. А это, например, 10 сонат для скрипки и фортепиано, 13 трио, 16 квартетов и многое другое. Какие-то из них звучат достаточно часто, какие-то — настоящие раритеты. Но главное, слушая один опус за другим, можно проследить эволюцию стиля композитора.

Среди исполнителей есть и звезды. Например, пианисты Арсений Тарасевич-Николаев, Ксения Башмет, скрипач Никита Борисоглебский, контрабасист Григорий Кротенко. Впрочем, общий высокий уровень интерпретаций гарантирован даже не громкими именами, а статусом самой консерватории, которая бы просто не допустила некачественного подхода к столь масштабному проекту.

Впереди еще два дня, в каждом — по четыре сеанса (11:00, 14:00, 17:00, 20:00).

Юбилейный концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (Концертный зал «Зарядье»)

Юрий Башмет решил отпраздновать одним концертом сразу два юбилея — не только Бетховена, но и собственного коллектива «Новая Россия». В программе вечера к 30-летию оркестра — пожалуй, самое известное произведение композитора: Пятая симфония. Меломаны, конечно, могут со скепсисом отнестись к такому очевидному выбору, хотя разобраться, что нового в этой хрестоматийной партитуре услышит Башмет, — небезынтересно. Но главная интрига в другом.

С великим сочинением Бетховена будет соседствовать мировая премьера нашего современника Валерия Воронова «Ступающий во сне». Пояснение в анонсе указывает на источник вдохновения и, видимо, основу музыкального материала: это Andante con moto Бетховена (вторая часть той самой Пятой симфонии). Таким образом, «Новая Россия» не только напомнит об одном из главных шедевров классика, но и продемонстрирует, как оно отзывается в музыке XXI века.

Бетховен-250 (Московский международный Дом музыки)

Аккурат в день рождения композитора — 17 декабря — на сцену Светлановского зала Дома музыки выйдет Национальный филармонический оркестр России и его худрук, главный дирижер Владимир Спиваков. Вместе с пианистом Александром Романовским они исполнят два фортепианных концерта Бетховена — Четвертый и Пятый («Император»).

Первоначально планировалось, что солировать будет британец Джон Лилл, но по понятным причинам от услуг зарубежных гастролеров пришлось отказаться. Романовский, впрочем, фигура не менее достойная: лауреат Конкурса имени Чайковского, номинант «Грэмми», он выступал на ведущих площадках мира. Да и Бетховен ему близок: на престижном лейбле Decca пианист выпустил запись его «33 вариаций на вальс Диабелли».

Добавим, что фортепианные концерты хоть и хорошо известны, но всё же не столь заезжены, как, например, некоторые симфонии и сонаты. Поэтому выбор программы ММДМ для празднования юбилея Бетховена выглядит разумным компромиссом между ожиданиями меломанов и широкой публики.

Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Валерий Афанасьев (Концертный зал Чайковского)

Вместо монографической программы Московская филармония предлагает меломанам в «красный день календаря» послушать Бетховена вместе с другим венским классиком — Моцартом. Первый и Пятый фортепианные концерты будут чередоваться с увертюрами к «Дон Жуану» и «Волшебной флейте», а на сцену выйдут Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова и один из лучших, самых оригинальных российских пианистов Валерий Афанасьев, известный также как писатель.

Таким образом, меломанам предстоит в этот вечер выбрать между двумя интерпретациями одного произведения. Кто лучше сыграет «Императора» — Афанасьев и Симонов или Романовский и Спиваков? Можно предположить, что в Филармонии интерпретация будет оригинальнее, смелее, может даже провокационнее: Афанасьев склонен к неожиданным прочтениям. Да и соседство с Моцартом в данном случае выглядит неслучайным и концептуально осмысленным.

Людвиг ван Бетховен (к 250-летию со дня рождения) (Концертный зал Чайковского)

Бетховенские программы продолжатся в Москве и после 17-го. Так, 20-го Башмет опять исполнит Пятую симфонию с тем же коллективом. Причем дважды за день: в 16 и 19 часов, чтобы все желающие смогли это услышать, несмотря на ограничительные меры в 25% заполняемости зала. А вот вместо сочинения Воронова будет звучать Третий фортепианный концерт Бетховена. Солист — победитель Конкурса им. Чайковского Дмитрий Маслеев.

Очевидно, это вариант как раз для более массовой аудитории, чем вечер в «Зарядье», — все-таки зрители, которые хотят услышать Пятую симфонию Бетховена, вряд ли столь заинтересованы в авангардных экспериментах, и наоборот. Да и возможность насладиться таким виртуозным сочинением, как Третий концерт, обаятельного молодого пианиста — приятный бонус.

Прямой эфир