Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финляндия закрыла границу для российских туристов с полуночи
Мир
Советник Зеленского счел невысокой вероятность ядерного конфликта
Мир
ВСУ ударили по колонне машин на выезде в освобожденную часть Запорожской области
Экономика
Поставки газа по «Силе Сибири» в Китай возобновились после плановых работ
Общество
Режим ограничения полетов в 11 аэропортов России продлили до 10 октября
Спорт
Боец Нагибин понадеялся на хладнокровность Вагабова в бою с Николсоном
Происшествия
Под Иркутском 17 населенных пунктов остались без света из-за сильного снегопада
Мир
ВСУ обстреляли ЛНР девять раз за сутки
Недвижимость
Почти четверть россиян рассматривают покупку квартиры как способ инвестирования
Спорт
Боец Гордеев предрек победу Коваленко над Тарасовым
Мир
Мэр Донецка сообщил об атаке ВСУ почти на все районы города
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Уходящий год добавил в русский язык новые слова COVID-19 и «коронакризис», а также прочно ввел в оборот «пандемию», «самоизоляцию», «локдаун». Часто теперь можно услышать про «социальную дистанцию» и «ковид-диссидентов». У спортивных лиг образовались «пузыри», а выборы в США породили выражение «колеблющиеся штаты». Большинство слов и выражений, популярных на фоне распространения коронавируса и других актуальных сегодня событий, — сиюминутное явление в русском языке, считают эксперты. А вот «удаленка» и «дистанционка» переживут 2020-й и останутся с нами надолго.

COVID-19 уйдет

Лингвисты назвали «Известиям» главные слова 2020 года. По очевидным причинам все они так или иначе связаны со сложившейся в мире эпидемиологической ситуацией. В первую очередь минувшие 12 месяцев, конечно, запомнятся заглавными буквами названия COVID-19.

— Это новое слово, его раньше не было в русском языке, — пояснила доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Вера Заботкина.

Среди «лингвистических новинок» года она также назвала «ковид-диссидентов» и «коронакризис».

— Из английского языка к нам пришли выражения «локдаун» (от англ. lockdown — блокировка, строгая изоляция), стали гораздо чаще употребляться «глобальные риски», «анализ рисков», «алармистские настроения» (от англ. alarm — тревога), — добавила профессор.

красная площадь
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Каждый год вносит свою лепту в развитие языка, — отметил проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Михаил Осадчий. — Появление новых слов — это возможное последствие каких-либо событий. Но довольно часто события, которые происходят в течение года, дают новую жизнь тем словам, которые и раньше были в нашем языке.

Например, «пандемия», «самоизоляция», «социальная дистанция» и даже «коронавирус» существовали и ранее, но употреблялись редко. Теперь же частота их использования возросла более чем на порядок, пояснил эксперт.

— Новообразованные слова иногда имеют игровой характер. Например, «карантикулы» (карантинные каникулы) или «изумляться» в значении «общаться по Zoom», — добавил он.

Появление неологизмов, по мнению Михаила Осадчего, — явление положительное, оно способствует развитию языка.

Zoom
Фото: ТАСС/Zuma

— Язык отражает всё, что происходит в обществе. Мы говорим каждый день, а язык служит инструментом. Но нужно разделять сиюминутные и серьезные изменения в языковой системе — в области грамматики, фонетики, словообразования. Последнее происходит очень медленно, на это требуются столетия, — сказал специалист.

Слова 2020 года — это как раз сиюминутный материал, пояснил он. Тоже след в языке, но недолгий.

— Однако я уверен, что «удаленка» и «дистанционка» навсегда вошли в нашу жизнь. Это теперь не просто слова, а привычное явление. Мы и так шли к онлайну семимильными шагами, пандемия просто многократно ускорила этот процесс. Вспять его уже не повернуть, это тренд, который сохранится, — спрогнозировал Михаил Осадчий.

«Инфодемия» и «пузырь»

«Известия» составили свой словарь главных слов 2020 года в разных сферах. Помимо уже упомянутых туда вошли, например, «поправки». Их в язык внесли принятые в Конституцию России изменения.

На слуху были также «фейки» в новостях, «эскалация» конфликта в Нагорном Карабахе и «Хабаровск», прославившийся протестами в поддержку местного экс-губернатора Сергея Фургала.

митинг в хабаровске
Фото: ТАСС/Дмитрий Моргулис

Из США к нам дошел лозунг Black Lives Matter (BLM) в связи с акциями, захлестнувшими страну после гибели афроамериканца Джорджа Флойда от рук белого полицейского Дерека Шовина. В связи с выборами президента в Америке часто употреблялось выражение «колеблющиеся штаты», которые долго не могли определиться между кандидатами.

В связи с тем же коронавирусом в научной сфере гремели разные «штаммы» COVID-19, появляющиеся в процессе его «мутации». Вирусологи часто упоминали «цитокиновый шторм», при котором вырабатывается большое количество цитокинов, что ведет к излишне бурной активации воспаления и иммунным сбоям.

Больницы разделились на «красную» и «зеленую» зоны. В регионах организовали «ковидные госпитали». Рассадка в общественных местах стала «шахматной», а условия жизни нам теперь диктуют «ограничительные меры». Мы вводим «QR-коды» в кафе, носим «маски и перчатки» в транспорте, обрабатываем руки «антисептиком» или «санитайзером».

Длительная самоизоляция без возможности живого общения подарила нам «Zoom-встречи», «онлайн-вечеринки», а также -митинги, -концерты и даже -вернисажи. Актуальны были «трансляции» и «стриминги». «По сети» выступали балетные коллективы и театральные труппы, фитнес-тренеры проводили в интернете тренировки. Сотрудники отечественных компаний активно организовывали дома «рабочее пространство».

тренировка
Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Популярность платформы TikTok спровоцировала появление «тиктокеров» — блогеров, снимающий 15-секундные видеоролики для этого приложения.

В сфере спорта образовался «пузырь». Так теперь называют ситуацию, когда спортивная лига возобновляет деятельность внутри карантинной зоны.

Кроме пандемии мир захлестнула «инфодемия» — эпидемия в информационном пространстве. Волна информации о каком-либо событии или явлении, зачастую ложной и преувеличенной, способная нагнетать панику и уже упомянутые «алармистские настроения».

Читайте также
Реклама