Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил об ожидании украинской делегации 15 мая в Стамбуле
Мир
В ФРГ сообщили о желании США возобновить поставки газа по «Северному потоку – 2»
Культура
Путин назвал культурное достояние основанием для консолидации общества РФ
Мир
Макрон не увидел законного обоснования для конфискации активов РФ
Мир
Эрдоган призвал НАТО не быть частью конфликта на Украине
Мир
Экс-премьер Молдавии обвинил Санду во вмешательстве в выборы Румынии
Общество
В Дагестане возбудили дело о терроризме после нападения на полицейских
Экономика
Патрушев назвал Мурманскую область значимой для экономики РФ
Общество
ГД одобрила законопроект об аресте имущества уехавших из РФ правонарушителей
Мир
Трамп предостерег Запад от вмешательства в конфликт на Украине
Мир
В Госдепе назвали встречу по Украине в Стамбуле «благоприятной возможностью»
Мир
Министр обороны Польши отверг возможность ввода войск на Украину
Экономика
Путин поддержал антикризисный план спасения угольной отрасли
Мир
Макрон заявил о готовности к диалогу с Путиным после прекращения огня на Украине
Культура
НМГ победила в восьми номинациях Ассоциации продюсеров кино и телевидения
Экономика
Банки стали требовать для разморозки счета приходить в офис с родней
Спорт
«Трактор» одержал победу над «Локомотивом» в первом матче финала Кубка Гагарина
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Просрочка по правительственным кредитам, выданным Россией другим странам, в этом году может достигнуть 25%, следует из проекта изменений в программу управления госфинансами (есть у «Известий»). В последующие годы Минфину поручено ее снижать, причем, согласно документу, уровень «плохих долгов» — это новый целевой показатель для ведомства. К 2023 году доля просроченных займов в общей сумме межгоскредитов должна опуститься до 23%. Значительная часть соглашений по двусторонним займам раньше заключалась с низким уровнем правовой гигиены, отметили эксперты. В Минфине заявили, что занимаются реструктуризацией долгов беднейших стран, а в связи с пандемией возможно «изменение графика платежей».

Просрочка на высшем уровне

Перед Минфином поставят новый целевой индикатор. Ведомство должно будет контролировать уровень проблемных долгов в портфеле ранее выданных правительственных кредитов, следует из проекта изменений в программу управления госфинансами (посвящена качеству организации бюджета, развитию финрынков и так далее).

Согласно документу, доля просроченной (неурегулированной) задолженности иностранных государств-заемщиков перед РФ в общем объеме внешних долговых требований нашей страны в этом году оценивается в 25%. В следующем она должна снизиться до 24%, к 2023-му — до 23% и остаться на этом уровне и в 2024-м.

Министерство финансов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Чтобы улучшить ситуацию с проблемными долгами, предлагается согласовать с иностранными государствами-заемщиками условия урегулирования задолженности перед РФ с учетом интересов федерального бюджета, платежеспособности стран-должников, а также международных обязательств нашей страны, уточняется в приложениях к проекту постановления правительства. Кроме этого там говорится о необходимости запланировать и предусмотреть финансирование юридических услуг привлеченных фирм, а также соответствующих судебных издержек.

В следующие три года Минфин планирует выдать госкредитов, в том числе на закупку российской продукции или услуг, иностранным правительствам или организациями на общую сумму в 1,1 трлн рублей ($14,6 млрд).

На 1 ноября 2020-го, по данным Казначейства, Россия выдала займов другим странам на сумму 120 млрд рублей (заемщики вернули РФ за этот же период 107 млрд). Ранее на этот год было запланировано прокредитовать иностранные правительства и организации почти на 300 млрд рублей.

«Известия» направили запрос в Минфин с просьбой уточнить, почему возникла потребность в таком целевом индикаторе и какова сумма просрочки платежей перед РФ в данный момент.

— Россия является крупнейшим кредитором. В этом году мы присоединились к международной инициативе G20 по реструктуризации задолженности беднейших стран, — сообщили в финансовом ведмостве. — В связи с пандемией рассматривается вероятность небольшого изменения в графике платежей по этим странам. Но в целом мы ожидаем внесения платежей по кредитам в установленные сроки.

Плохая гигиена

Государства, то есть суверены, как акторы в международном правовом поле обладают иммунитетом и фактически неподсудны, отметил управляющий партнер юридической фирмы «Борениус» Андрей Гусев. Поэтому взыскать с заемщиков непогашенную задолженность юридическим путем крайне сложно.

В ситуациях, когда должник не хочет гасить долг, наиболее действенны политические инструменты и тут юрист не нужен, добавил глава Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Если у кредитора есть, чем повлиять на финансовую дисциплину заемщика, то тот будет платить.

деньги рубли
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В кризисных ситуациях, особенно в нынешней, когда государствам нужно всеми возможными способами поддерживать население, риск проблем по межгоскредитам возрастает. Однако серьезных сложностей у РФ сейчас возникнуть не должно, поскольку за последние годы портфель займов был очищен от наиболее проблемных — значительную их часть списали как безнадежные.

Дополнительно урегулирование вопросов по межгоскредитам осложняет крайне низкий уровень правовой гигиены в заключенных договорах, добавил Андрей Гусев. По крайней мере раньше, в советское время, а также на начальном этапе современной России внимания юридическим аспектам в таких соглашениях уделялось мало, поделился опытом специалист.

Базовые принципы таких договоров — это, по его мнению, во-первых, так называемый отказ от иммунитета, что позволяет предъявлять к суверену иски в международных арбитражных институтах. Во-вторых, договор межгосударственного займа должен регулироваться российским правом. Таких пунктов, по его словам, в подобного рода соглашениях в его практике не встречалось.

— В тех договорах, которые я видел, была огромная преамбула, где стороны просто клялись друг другу в верности, приводились экономические обоснования для финансирования. При этом юридических норм прямого действия было крайне мало. Часто встречались такие слабые на практике инструменты, как, например, создание специальных комиссий по урегулированию споров, — резюмировал Андрей Гусев.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

По последним данным Минфина, задолженность других стран перед Россией составляет около $35 млрд. Эту цифру в сентябре прошлого года называл Сергей Сторчак, работавший тогда замглавы ведомства. География должников неизвестна.

Наиболее громкие истории с неплатежами по российским госкредитам связаны с Венесуэлой и Украиной. Первая страна в 2017 году допустила просрочку по перечислению РФ процентов по займу, сообщала Счетная палата. В результате этого российский бюджет мог недополучить 53,9 млрд рублей (около $950 млн). Впрочем, как информировал в начале года МИД, сейчас республика дисциплинированно обслуживает российский долг.

20 декабря 2015 года наступила просрочка Украины по платежам в отношении еврооблигаций на $3 млрд, сообщал Дмитрий Медведев, работавший тогда премьером. В феврале 2016-го Россия обратилась в суд, дело длится до сих пор. С учетом начисленных процентов долг Украины на конец 2019 года возрос до $4,5 млрд. Верховный суд Великобритании должен был вынести решение в этом году, но в ноябре в связи с пандемией он его отложил.

Это уже не первая инициатива по усилению контроля и дисциплины в сфере межгосударственных заимствований РФ. В августе Минфин разработал критерии качества заемщиков для выдачи правительственных кредитов другим странам.

В частности, к наиболее рисковой группе относятся государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов, в отношении которых действуют поддержанные Россией санкции ООН, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам, отнесенные ОЭСР к шестой и ниже категориям странового кредитного риска и так далее.

По данным АКРА, порядка 110 стран в последние годы не обладают такими признаками, то есть могут быть потенциальными заемщиками. Из крупных государств, которым Россия, согласно сообщениям СМИ, выдавала ранее госкредит, были, например, Египет и Вьетнам.

При этом критерии теоретически отсекают от российских займов таких заемщиков, как Белоруссия, Армения, Киргизия, Куба и Венесуэла.

Читайте также
Прямой эфир