Анонсированная главой кабмина Михаилом Мишустиным оптимизация системы госуправления тесно связана со стратегией развития цифровой экономики, не первый год реализуемой по инициативе Владимира Путина. Этот курс подтверждает приоритеты, на которых президент акцентировал внимание накануне общероссийского голосования по конституционным поправкам. Взаимосвязь «эффективности власти» с ее «подотчетностью обществу» — в этом логика.
Сокращение бюрократического аппарата как один из наиболее обсуждаемых аспектов реформы госуправления становится возможным в том числе благодаря политике цифровизации, затрагивающей и деятельность органов власти. Это часть долгосрочной стратегии главы государства.
Так, комплекс задач в сфере цифровизации был представлен российским лидером в послании Федеральному собранию от 1 марта 2018 года, где были обозначены многие приоритеты развития страны как до 2024 года, так и на более отдаленную перспективу. В документе, в частности, говорилось о необходимости создания Россией собственных цифровых платформ и совершенствования законодательной базы по применению новых технологий. Затем президент снова напоминал о необходимости достижения этих целей. Например, выступая на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам в июле 2020 года, Владимир Путин отметил, что Россия должна войти в число мировых лидеров по использованию новых технологических решений, «запустить мощное цифровое развитие во всех сферах жизни», включая оказание госуслуг.
Заметную роль в решении задач цифровизации сыграла партия большинства. Для внедрения подобных практик в работу собственно партийных институтов еще в 2018 году в «Единой России» была создана рабочая группа «Цифровая партия» (при ее участии, например, развивались процедуры электронного голосования в рамках внутрипартийных праймериз). Одновременно партия вела масштабную работу по совершенствованию законодательной базы в сфере цифровизации и развития цифровой экономики.
Регионом-драйвером в сфере цифровизации, безусловно, стала Москва. За 10 лет, прошедших с момента прихода на пост мэра Сергея Собянина, столица активно развивала цифровую среду, в том числе сервисы, позволяющие оперативно проводить обсуждение наиболее значимых для города дискуссионных проблем (прежде всего «Активный гражданин»). В итоге в 2020 году город занял 18-е место в рейтинге цифровой трансформации городов Services Globalization Index международного консалтингового агентства Tholons среди 100 мегаполисов мира, только по сравнению с 2019 годом улучшив позиции на пять пунктов.
Сегодня работа в сфере цифровизации позволила сократить временные затраты граждан при взаимодействии с органами власти и бюджетными учреждениями, с меньшими издержками пройти самые сложные периоды пандемии, вовлечь более широкие слои населения в избирательный процесс.
В ближайшей перспективе развитие этой сферы предполагает особое внимание к развитию «цифровых» практик в регионах, в том числе экономически проблемных; сокращение госаппарата, что позволяет повысить требования в качеству работы чиновников, сохранивших свои посты; расширение практик использования цифровых сервисов для повышения вовлеченности граждан в обсуждение важных политических и управленческих задач — от «народного бюджетирования» до дискуссий по резонансным законопроектам.
Возможности, предоставляемые цифровизацией, позволяют формулировать большие требования к качеству работы не только чиновников, работающих непосредственно с населением, но и управленцев более высокого ранга. Так Владимир Путин и его команда реализуют общественный запрос на выстраивание эффективных каналов обратной связи между властью и гражданами, а также на обновление управленческих элит. Президент снова доказывает, что остается ключевым драйвером обновления.
Автор — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора