Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Мир
Песков назвал поставки ATACMS Киеву подтверждением вовлеченности США в конфликт
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Общество
В Госдуме предупредили о новой схеме мошенников к 9 Мая для обмана пенсионеров
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
В ГД внесен законопроект о продлении помощи многодетным в погашении ипотеки
Экономика
ТПП предложила выделить 9 млрд рублей на развитие газомоторного топлива в РФ
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Мир
Литва на год продлила ограничения на въезд для граждан РФ и Белоруссии
Общество
Путин поручил обеспечить проектирование скоростной автодороги от М-4 «Дон» до Сочи
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Посольству РФ отказали в участии в церемонии по случаю освобождения Маутхаузена
Мир
В Великобритании число магазинных краж выросло до рекордного уровня

Молдавская гвардия

Эксперт «Валдая» Станислав Ткаченко — о том, чего России ждать от победы Майи Санду на выборах в республике
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В государствах СНГ российская дипломатия, как правило, взаимодействует только с правящими элитами. Оппозиционные силы она игнорировала или в какой-то мере поддерживала властные круги в оказании давления на них. В отношении государств Центральной Азии и Азербайджана такая политика представлялась прагматичной: элиты там менялись медленно, случаев прихода оппозиции к власти практически не было. Но курс на «игнорирование оппозиции», на мой взгляд, изначально был ошибочен по отношению к европейским государствам СНГ — Украине, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении. Он остается в силе и сегодня. На прошлой неделе мы в этом убедились на примере Молдавии.

Накануне выборов 15 ноября Россия на самых высоких политических и дипломатических уровнях поддержала действующего президента республики Игоря Додона. При этом эксперты и социологические опросы предупреждали о неизбежной победе его оппонентки — лидера проевропейской партии «Действие и солидарность» Майи Санду. Во втором туре выборов она опередила Игоря Додона со значительным отрывом — 15%. Президент Владимир Путин уже на следующий день поздравил ее с победой, выразив надежду на конструктивное развитие отношений между двумя странами. Итак, России приходится начинать новую страницу своих отношений с Кишиневом с чистого листа.

Сама Молдавия находится сейчас в очень сложной ситуации. Значительный экономический рост в 2018–2019 годах там сменился в 2020-м падением ВВП на уровне более 10%. Страна сегодня — одна из самых бедных в Европе, ВВП на душу населения составляет всего $3716 США в год. При этом четверть его обеспечивается денежными переводами молдаван, работающих за рубежом.

Сейчас у России нет эффективных рычагов воздействия на политических лидеров страны. Несмотря на серьезный рост товарооборота между двумя странами после 2017 года, Молдавия существенно больше экспортирует на европейский рынок, нежели на российский. Основные партнеры республики при решении ею макроэкономических и структурных проблем — МВФ, Всемирный банк, ЕИБ, ЕБРР. Они навязывают Кишиневу свое видение реформ и лоббируют важные кадровые назначения в органах исполнительной власти.

Чего ждать в этой ситуации России от победы Майи Сайду? Скептики, предвидящие новый виток конфликта двух стран, без труда найдут свидетельства ее негативного отношения к РФ. Занимая высокие посты в правительстве, она содействовала выдавливанию русского языка из учебного процесса в школах, поддерживала идею объединения Молдавии и Румынии и выступала за вывод российских войск из Приднестровья. Оптимисты же надеются на то, что новый президент попытается объединить всех сограждан, будет избегать действий, раскалывающих общество, состоящее из представителей множества наций.

Пока никаких очевидных угроз нынешнему в целом устойчивому состоянию двухсторонних отношений нет. Молдавия — парламентская республика, президент в ней скорее правит, чем управляет, а нынешний парламент контролируется политическими силами, оппозиционными по отношению к партии Майи Санду. Но и ожидать сохранения нынешнего статус-кво даже в течение одного года не стоит. На повестке дня внеочередные парламентские выборы, а новое правительство может быть более лояльным по отношению к новому президенту и ее проевропейской стратегии. Опыт Грузии (Михаил Саакашвили) и Украины (Виктор Ющенко, Петр Порошенко) показывает, что «проевропейские» лидеры, когда они концентрируют в своих руках контроль за всеми тремя ветвями власти, очень быстро становятся авторитарными правителями, склонными к масштабной коррупции и антироссийским геополитическим авантюрам. Примеров конструктивной по отношению к России политики «проевропейских» лидеров в государствах бывшего СССР пока не было, и это, конечно, настораживает.

Значит ли это, что кризис в отношениях двух стран неизбежен? Во многом это зависит от нового президента Майи Санду. Она может вслед за Украиной и Грузией попытаться торговать геополитическим положением Молдавии, превращая ее в еще один фронт сдерживания нашей страны. И тогда двухсторонние отношения ждут трудные времена. Но она также может начать «приводить страну в порядок»: бороться с коррупцией, открывать новые рынки для аграрной продукции, развивать транзитный потенциал республики. И тогда Майя Санду обнаружит, что Россия способна выступить надежным партнером в социально-экономическом развитии ее страны. Это и позволит сформировать отсутствующую ныне атмосферу доверия в двухсторонних отношениях.

Автор — эксперт клуба «Валдай», профессор СПбГУ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир