Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило о 39 перехваченных БПЛА над регионами России
Мир
Трамп усомнился в готовности НАТО помочь США
Мир
В Совфеде назвали обращение Макрона местью за холодный прием у Трампа
Общество
В Москве зафиксирован первый весенний рекорд тепла
Мир
Орбан указал на мировую изоляцию Евросоюза
Общество
Завершились работы по разделке кормы танкера «Волгонефть-239»
Мир
СМИ сообщили о предложении торговой палаты США снять часть санкций с РФ
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь в Москве 7 марта
Армия
Бойцы казачьего полка поразили дронами пехоту ВСУ в приграничье Курской области
Мир
Трамп призвал уволить пренебрегающих обязанностями чиновников
Общество
Более 80% россиян назвали цветы обязательным атрибутом 8 Марта
Наука и техника
В РФ создали прототип транзистора для перспективной силовой электроники
Общество
Организатора финансирования терроризма выявила ФСБ в Томской области
Экономика
Более 1 трлн рублей получил малый и средний бизнес РФ в 2024 году
Мир
Южнокорейский суд отменил ордер на арест президента Юн Сок Ёля
Мир
Глава МАГАТЭ заявил о размывании норм на фоне заявления Макрона о ядерном оружии
Экономика
Опрос показал рост числа довольных своим финансовым положением россиянок

Горизонты единства

Глава АПЭК Дмитрий Орлов — о роли консолидации российского общества в условиях кризиса
66
Выделить главное
Вкл
Выкл

Россия 4 ноября отмечает День народного единства. Когда страна сталкивается с серьезными вызовами, запрос на народное единство — на усиление общественной консолидации — возрастает. Сложившуюся политическую систему многие ассоциируют с «режимом ручного управления». Но именно за последние 20 лет были созданы институты и механизмы, становящиеся факторами долгосрочной консолидации общества. И их роль продолжает укрепляться.

Путь к консолидации предполагает последовательную работу по снижению напряженности в обществе. Социальная политика этого периода всегда предполагала не просто ситуативное реагирование на текущие вызовы, но комплексный и институциональный подход — от приоритетных национальных проектов, инициированных президентом в сентябре 2005-го, до предложенных им же и одобренных на общероссийском голосовании изменений в Конституцию.

Ценностям народного единства отвечает сочетание долгосрочного характера инициатив (что способствует снижению общественной тревожности) с приоритетами социальной солидарности. Среди примеров — предложение с 1 января 2021 года изменить ставку на доходы физических лиц с 13% до 15% для граждан, доходы которых превышают 5 млн рублей в год, для финансирования программ лечения детей с орфанными заболеваниями. Рост социальный тревожности может усиливаться не только и даже не столько в периоды чрезвычайных ситуаций, но и на этапах выхода из кризиса. Поэтому определенные руководством страны приоритеты социальной политики еще станут дополнительным фактором национальной консолидации в период перехода к восстановительному росту отечественной экономики и нормализации эпидемиологической ситуации. Однако влияние этих приоритетов на ситуацию в стране только таким временным горизонтом не ограничивается. Это ценности, способствующие сдерживанию социальной напряженности и стабильности политической системы на годы вперед.

Важный фактор национального единства — доверие общества к политическому классу и повышение качества управленческих элит. И роль Владимира Путина в этом процессе уникальна: он остается ключевым драйвером обновления управленцев на всех уровнях власти. Но обновлению правящего класса способствует и выстраивание новых каналов вертикальной мобильности, самыми известными из которых, конечно, стали праймериз «Единой России» и конкурс «Лидеры России». При этом президент, задавая контуры позитивного образа будущего, в своем обращении к нации в июне 2020 года специально связал «эффективность власти» с ее «подотчетностью обществу». Дальнейшее развитие каналов обратной связи станет одним из приоритетов управленческих реформ на 2021–2024 годы. В этом смысле показателен пакет законов о «народном бюджете», создающих механизмы для вовлечения локальных сообществ в обсуждение финансовых вопросов местного уровня.

Народное единство — это и сохранение исторической памяти, которая служит важным фактором идентичности гражданского общества. По данным «Левада-центра» (организация включена в реестр НКО-иноагентов), с августа 1994-го по сентябрь 2020 года доля респондентов, считающих, что именно общая история ассоциируется у них с мыслью о своем народе, выросла с 37% до 55%. Неудивительно, что президент в своей статье, посвященной 75-летнему юбилею Победы, акцентировал внимание на «общей ответственности перед историей и будущим». Конечно, говоря об «общей исторической памяти», глава государства имеет в виду прежде всего межгосударственные отношения. Но это актуально и для сохранения внутреннего общественного консенсуса. Защищая память о ключевых для нашего народа исторических событиях, Владимир Путин отвечает на один из важнейших общественных запросов.

Если партии, на поддержку которых Кремль опирался при Борисе Ельцине, рассматривались как политические проекты на одну избирательную кампанию (и были таковыми), то «Единая Россия» стала одним из ключевых постоянно действующих политических институтов и эффективным каналом коммуникации между руководством страны и гражданами, что также является важным фактором общественной консолидации. В странах, где такие механизмы не работают, высок уровень недоверия не только между властью и обществом, но и между представителями разных социальных групп. Поэтому именно организация обратной связи (в том числе в форме контроля за реализацией федеральной политики на местах) становится всё более важной задачей «Единой России». И значимость этого направления работы постоянно возрастает — вспомним призыв президента к партии «терзать и трясти чиновников».

Пандемия и сопутствующий ей мировой экономический кризис стали серьезными вызовами практически для всех существующих государств. Тем не менее очевидно, что усилия руководства России, предложившего гражданам обновленный общественный договор (в рамках принятия конституционных поправок и не только), задают основы для нового политического консенсуса. Исторически он приходит на смену «крымскому консенсусу», закрепляет и развивает важные для страны ценности. Этот новый консенсус вполне способен объединить вокруг целей развития несколько масштабных социальных групп, став одной из опор народного единства не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе.

Автор — генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением