Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Пресс-релизы
В Москве названы лауреаты Национальной спортивной премии за 2024 год
Мир
Иран после резолюции МАГАТЭ намерен запустить новые центрифуги для обогащения урана
Мир
В Великобритании назвали положение Украины самым слабым с начала конфликта с РФ
Экономика
Экономист сообщил о почти 40% россиян с высокими доходами
Политика
Песков назвал проблемой для России нелегалов, а не мигрантов
Наука и техника
В РФ научились в три раза эффективнее лечить лимфому
Мир
В Японии заявили о недопустимости влияния санкций США на «Сахалин-2»
Мир
Марочко заявил о серьезных проблемах с обеспечением у ВСУ
Спорт
«Вашингтон» пожелал выздоровления выбывшему на рекордный срок Овечкину
Мир
В Новой Зеландии объявили эпидемию коклюша
Происшествия
Число госпитализированных после отравления в красноярской школе выросло до 37
Мир
WP сообщила о планах Рютте убедить Трампа не уступать России по Украине
Армия
Белоусов заявил о срыве планов ВСУ на 2025 год
Армия
В МО РФ сообщили о возращении в строй 50 тыс. единиц бронетехники после ремонта
Мир
Минфин США пригрозил санкциями участникам разработанной ЦБ РФ системы СПФС
Общество
Суд в Приморье суд постановил закрыть работавший 20 лет без документов ТЦ
Мир
ФСБ рассекретила архив о преступлениях осужденных в 1947 году нацистов
Происшествия
Металлический павильон раздавил насмерть девушку во время урагана в Подмосковье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Получить разрешение на тюнинг автомобиля, а также протокол проверки безопасности после переделки можно будет онлайн — такой эксперимент начнется в России не позднее 1 февраля 2021 года и продлится 12 месяцев. Проект постановления об этом разработало Минэкономразвития (есть в распоряжении «Известий»). Согласно документу, функции Росаккредитации по ведению реестров заключений испытательных лабораторий передадут частной фирме, а именно ООО «Газкоин». Эта компания разработала и внедрила цифровую платформу для дистанционной проверки автомобилей. Передача функций государства бизнесу облегчит жизнь автолюбителям, но может негативно повлиять на безопасность на дорогах, заявили эксперты.

До и после

По действующему законодательству, внесение изменений в конструкцию транспортного средства — многоэтапный и долгий процесс. Сначала автолюбитель должен обратиться в испытательную лабораторию для проведения экспертизы машины и вынесения вердикта, можно ли ее усовершенствовать. Затем ему необходимо оформить в ГИБДД официальное разрешение на тюнинг, с которым можно будет поехать в сервис для установки желаемого оборудования. Когда работы закончены, водитель обязан вернуться в испытательную лабораторию, чтобы проверить безопасность конструкции.

Минэкономразвития предлагает перевести в онлайн часть этих процедур, а именно две поездки в лабораторию, следует из проекта постановления правительства. Сделать это нужно, передав функции по ведению реестра заключений о том, можно или нельзя тюнинговать автомобиль, а также протоколов проверки безопасности после ремонта от Росаккредитации бизнесу, а именно ООО «Газкоин» — компании, которая предлагает готовую цифровую платформу для дистанционной проверки автомобилей. В ведомстве пояснили, что передача полномочий будет происходить в экспериментальном режиме, который может быть прекращен в любое время, поэтому не предусматривает госрасходов и проведения конкурсного отбора.

Тюневой рынок: разрешение на доработку автомобиля дадут онлайн
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Это позволит водителям оперативно получать разрешение на переоборудование транспортного средства, снизит количество необходимых визитов, а также сделает процедуру переоборудования прозрачной (включая прослеживаемость используемых деталей), — заявил «Известиям» статс-секретарь — заместитель министра экономического развития Алексей Херсонцев.

Он отметил, что одна из целей Минэка — обеспечить безопасность при переоборудовании автомобилей для использования газового топлива. Цифровизация процесса позволит этого добиться, уверен замминистра. В ведомстве также пояснили, что переход на газ составляет 80% от всего объема рынка тюнинга.

«Газкоин» — компания, которая занимается цифровой трансформацией рынка технического обслуживания и переоборудования транспортных средств, пояснил «Известиям» гендиректор организации Иван Пекшев. Чтобы воспользоваться платформой, водителю (или доверенному лицу) нужно сначала подать в испытательную лабораторию заявление. Оно состоит из фотографий автомобиля по заданному алгоритму и анкеты по данным из документов на владение транспортным средством. После этого информация передается в лабораторию и МВД, которые выдают разрешения на переоборудование. Когда установка состоялась, данные автоматически отправляются в лабораторию для проверки и контроля, и водителю остается только заехать в МВД для финального оформления изменений.

— Так как все данные прослеживаются на платформе, алгоритм искусственного интеллекта проверяет их корректность, а сформированные документы подписываются электронными подписями, на всех очных этапах взаимодействия с органами власти гражданам понадобится только смартфон и оригиналы документов на автомобиль, — рассказал Иван Пекшев.

Газовый фильтр и прибор для измерения давления газа в газовом баллоне в автомобиле в пункте переоборудования автотранспорта на газомоторное топливо

Газовый фильтр и прибор для измерения давления газа в газовом баллоне в автомобиле в пункте переоборудования автотранспорта на газомоторное топливо

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Эксперимент планируется провести с участием всех задействованных в процессе переоборудования: пунктов ремонта, поставщиков деталей и испытательных лабораторий, отметили в Минэке. Это предусматривает в том числе автоматизирование взаимодействия с рядом государственных информационных систем — например, МВД, Минэнерго и Росаккредитации. А искусственный интеллект, по замыслу Минэка, позволит верифицировать оригинальность фотографий автомобилей и противостоять черному рынку.

При этом методические рекомендации по проведению эксперимента, требования к самой системе и к защите информации, содержащейся в ней, будут утверждены Росаккредитацией, сообщил руководитель службы Назарий Скрыпник.

Быстро, но опасно

В год в среднем дорабатывается около 450–500 тыс. автомобилей, так что количество тюнингованных авто довольно большое, отметил старший директор — руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. Контроль за их техническим состоянием — это не только ответственность собственников, но и государства, поэтому передавать функции реестра заключений из государственной структуры в частную — довольно рискованный шаг как с точки зрения потери данных, так и безопасности на дорогах, предупредил эксперт.

В рамках эксперимента новая платформа будет подключена к ГИС (Государственная информационная система), что с точки зрения законодательства подразумевает особую защиту в части хранения персональных данных, возразил председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики при Ассоциации юристов России Александр Журавлев. Если компания соблюдет все предписанные законом меры, риск утечек будет минимальный, заявил эксперт.

Тюневой рынок: разрешение на доработку автомобиля дадут онлайн
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Он также добавил, что передача функции государства бизнесу сделает сервис удобнее, так как сократится количество времени, потраченное на стояние в очередях и оформление всех документов. Кроме того, нововведение снизит коррупцию, риск которой всегда присутствует при подобных процедурах. В целом инициатива Минэкономразвития создаст некий прецедент по сокращению административных барьеров с помощью передачи полномочий бизнесу, который может быть воспроизведен и в других сферах в случае успешности эксперимента, уверен Александр Журавлев.

Действующий регламент направлен на повышение безопасности на дорогах, в то время как онлайн-оценка тюнингового оборудования несет определенные риски, категоричен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.

— Например, если вы ставите на машину турбокомпрессор, он занимает место в подкапотном пространстве, где проходят провода, располагаются фильтры, шумоизоляция. Оценить в режиме онлайн температуру турбины и ее влияние на проходящие рядом ней электрические магистрали крайне сложно, — аргументировал эксперт.

Как пояснил «Известиям» источник в Минэкономразвития, ведомство заручилось предварительным одобрением правительства для проведения эксперимента. «Известия» направили запрос в пресс-службы Минтранса, МВД и Минэнерго с просьбой оценить инициативу. В Минтрансе запрос переадресовали в МВД, в МВД — в Минэкономразвития. В Минэнерго не ответили на запрос.

Читайте также
Прямой эфир