Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Мир
Экс-разведчик США указал на безвыходность положения ВСУ на поле боя

Ускользнувшая красота: какой мы запомним Ирину Печерникову

Прощание со звездой «Доживем до понедельника» будет закрытым
0
Фото: ТАСС
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня на Ваганьковском кладбище похоронят Ирину Печерникову. Актрису, в которую можно влюбиться за один-единственный фильм — «Доживем до понедельника». А 15 сентября на фестивале «Амурская осень» в Благовещенске состоится премьера ее последней картины «Земля Эльзы». Между этими работами пролегла не такая уж длинная, очень трудная и всё же счастливая жизнь. «Известия» вспоминают русскую Одри Хепберн, как называли Ирину на Западе.

Прощание с актрисой будет закрытым — так пожелали близкие. Ни многословных речей, ни пышных венков, ни бесчисленных букетов. Ирина, как пояснила «Известиям» ее давняя подруга, в последние годы была до болезненности скромна, больше всего любила деревенское уединение. Умерла она в своем доме в Ярославской области. В одночасье. Сидела за столом, вздохнула — и отлетела. Смерть ее была естественной, что бы там ни говорили, настаивает подруга. Алкоголя и таблеток Ирина Печерникова не принимала.

Дату ухода судьба ей назначила символическую — 1 сентября, День знаний. В чем здесь символ? В том, что лучший фильм Печерниковой — о школе, об учительском труде, о счастье взаимопонимания учителей и учеников. Наутро после премьеры картины «Доживем до понедельника» она проснулась знаменитой, но больше таких ослепительных удач в ее карьере не случилось. Несмотря на то, что во всех своих фильмах она была похожа на героиню ленты Станислава Ростоцкого, учительницу английского языка Наталью Сергеевну. Также безмолвно вопрошала огромными глазами и очаровывала смущенной улыбкой.

Глаза, улыбка, голос, хрупкая фигурка, негромкое, но неотвратимо берущее в плен обаяние — этого в свое время оказалось достаточно для поступления в Школу-студию МХАТ. Но, видимо, старшие товарищи обнаружили в ней еще что-то — иначе не доверили бы уже на втором курсе сложную роль в пьесе Стейнбека «Зима тревоги нашей». 18-летняя актриса вышла на мхатовскую сцену вместе с Иннокентием Смоктуновским. Какая дебютантка не мечтает о таком начале? Но Печерникова, говорят, восприняла это как должное. Кому как не ей, самой обаятельной и привлекательной, должна была улыбнуться фортуна?

Ей всю жизнь везло на партнеров. В «Доживем до понедельника» она играла с Вячеславом Тихоновым, в «Сказе про то, как царь Петр Арапа женил» — с Владимиром Высоцким, в «Варианте «Омега» — с Олегом Далем. В мелодраме «По собственному желанию» ее экранным возлюбленным стал Евгений Киндинов. Затем последовала работа в киноповести «Человек меняет кожу» с Игорем Костолевским и Борисом Хмельницким. Отметилась Печерникова и в новых форматах — только что утвердившихся на ТВ телеспектаклях («Страницы журнала Печорина», «Мартин Иден», «Месяц длинных дней») и в необычном для отечественного кино фильме-катастрофе: в картине «34-й скорый» перевоплотилась в пассажирку-безбилетницу.

Пожалуй, эта роль оказалась единственной, где актриса по требованию режиссера приглушила свою удивительную женственность. Что, вероятно, было трудно, да и не нужно. К чему отказываться от главного козыря, обеспечившего ей зрительский успех на без малого три десятилетия? Журнал «Советский экран» регулярно печатал на обложке ее фото, передача «Кинопанорама» посвящала ей спецвыпуски, на кинофестивалях она если не получала, то вручала призы. Даже не слишком удачная театральная карьера (она никак не могла найти свой театр: из «Ленкома» перешла в «Маяковку», оттуда в Малый, а потом и вовсе отказалась от сцены) не могла омрачить ее актерского счастья.

Всё рухнуло в начале 1990-х. Советская киноиндустрия практически перестала существовать, а набиравшим силу пошловатым «кооперативным кино» Печерникова брезговала. Не могла представить себя в популярных перестроечных ролях путан и торговок. Спасением от невостребованности, к несчастью, стал алкоголь. Подруга актрисы утверждает, что алкогольной зависимостью она не страдала, могла в любой момент прекратить возлияния, но несколько курсов в наркологических клиниках, увы, свидетельствуют об обратном.

В 1997-м, казалось, забрезжил свет в конце тоннеля. Ирина вышла замуж за актера Александра Соловьева, которого много лет любила. Рустам Хамдамов пригласил ее в свою картину «Анна Карамазофф», позже показанную на Каннском фестивале. Возобновились и приглашения в телепроекты. Но в один ужасный вечер муж ушел и не вернулся, его нашли через месяц с проломленной головой. По словам подруги, после этой трагедии Ирина окончательно замкнулась и практически отказалась от актерства и публичности. Изредка принимала приглашения на ток-шоу, ездила в качестве почетной гостьи на фестивали, но главным местом своей жизни считала уединенную деревню. Тем удивительнее было случившееся в 2010-м. Печерникова дала согласие на пластическую операцию в прямом эфире, и вся страна видела, как омолаживают 65-летнюю пациентку. Многие ее осудили, но многие и поддержали. Действительно, разве можно упрекнуть женщину в попытке вернуть себе красоту? Тем более если эта женщина — актриса, которой восхищались и боготворили.

Своей любимой ролью в кино она называла Марию Татаринову из фильма «Два капитана». Режиссер Евгений Карелов пригласил ее на роль матери Кати, а Катю играла почти ровесница Печерниковой Елена Прудникова. Ирина было обиделась, но Карелов объяснил, что ему нужен образ женщины, которую три совершенно разных мужика любят всю свою жизнь. И только Печерникова, на его взгляд, может заставить зрителя в это поверить. Что в итоге и случилось. Последний фильм актрисы — «Земля Эльзы» — тоже история любви. И вновь у нее замечательный партнер — Валентин Смехов. И почему-то нет сомнений в том, что зрители им поверят.

Ольга Остроумова, народная артистка России

— Она была очень доброжелательная ко всем, никогда не сделала никому зла. Прекрасный, чуткий человек. И обладала большим талантом! Но, к несчастью для нас, зрителей, как-то она не дала ему до конца раскрыться. По-моему, она рано уединилась. Могла сыграть гораздо больше, чем сыграла. Но это ее право так построить свою жизнь, уйти от всего.

Однажды мы встретились на фестивале «Семнадцать мгновений» имени Вячеслава Тихонова в Павловском Посаде, должны были там выходить вместе на сцену представлять показ «Доживем до понедельника». Потом разговорились, вспомнили, как снимались. На ней было такое платье красивое! Говорю: «Ой, Ир, где ты его взяла?» — «Я сама связала». Еще и рукодельницей оказалась…

Кирилл Разлогов, киновед, доктор искусствоведения, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России

— Ирине Печерниковой в какой-то степени повезло: она ушла из жизни после одной из самых лучших своих ролей — в фильме «Земля Эльзы». Что касается самой судьбы, то Печерникова по характеру своему, по природе своей театральная актриса. Поэтому в театре ее карьера развивалась более или менее последовательно. Но на театр очень сильное влияние оказывали разного рода социальные кризисы, которые пришлось пережить нашей стране в последние десятилетия. Здесь без сопровождения кинематографической карьеры быть звездой достаточно сложно.

Звездой Печерникову сделала одна роль — учительницы английского языка в «Доживем до понедельника». Это был большой успех, а затем — закономерное отсутствие приглашений, потому что кино, в котором она могла играть, то есть традиционные психологические драмы и комедии, исчезло. И карьера пришла в состояние жесткого кризиса, появились проблемы с алкоголем и личной жизнью, но у нее хватило силы воли и желания, чтобы встать на ноги и вернуть себе и внимание зрителей, и карьеру. Последняя ее роль, безусловно, оказалась не только успешной, но в своем роде символической.

Юлия Колесник, режиссер фильма «Земля Эльзы»

— Считаю, что она великая актриса. Хрупкая, сильная, смелая, очень честная, пронзительная и совершенно неповторимая. Никогда до этого я не работала с артистом такого масштаба, такой самоотверженности и самоотдачи. До этого она не снималась много лет, но в ее работе предшествовавшая пауза совершенно не чувствовалась. Думаю, она согласилась сниматься именно потому, что увидела интересную, сложную роль — не чьей-то мамы или бабушки, а центральной героини в истории о любви. Я ее очень люблю...

Ярослава Пулинович, драматург

— Я Ирину Печерникову знала только по фильмам. И была очень рада, когда мне сообщили, что именно она сыграет главную героиню в фильме «Земля Эльзы» по моей пьесе. Мне сразу стало понятно, что это стопроцентное попадание. Невероятная актриса! Очень жаль, что Ирина Викторовна не дожила до выхода фильма в свет — он должен был появиться на экранах раньше, но из-за коронавируса премьеру перенесли.

Прямой эфир