Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Армия
ВС РФ отбили контратаку ВСУ под Урожайным в ДНР
Мир
Гуцул рассказала о переговорах по сотрудничеству Гагаузии с банками РФ
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутаты Европарламента раскритиковали ЕС за политику двойных стандартов
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Общество
Трухановская подала жалобу на увольнение с поста ректора Института им. Пушкина
Мир
Вышедший из берегов Днепр затопил два городских парка в Киеве
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

ЦБ впервые раскрыл статистику по оплатам товаров и услуг через систему быстрых платежей (СБП). За год работы механизма россияне провели более 110 тыс. операций на общую сумму свыше 500 млн рублей, сообщили «Известиям» в регуляторе. По данным крупнейших банков и ритейлеров, число C2B-трансакций растет на 50–60% ежемесячно, в том числе — благодаря популяризации технологии в условиях самоизоляции и карантинных мер. Тем не менее показатели системы пока занимают менее 1% от общего объема безналичных трансакций, оценили эксперты.

Первые данные

Функционал оплаты по QR-коду появился в СБП 1 сентября 2019 года. С этого момента в системе зарегистрировалось более 25 тыс. компаний и ИП, сообщили «Известиям» в Банке России. В регуляторе поделились статистикой: за прошедший год россияне совершили 110 тыс. переводов в пользу юрлиц (C2B-платежи), оплачивая товары и услуги, на сумму свыше 500 млн рублей. Стабильному увеличению показателей способствуют популяризация и удобство этого вида платежа, а также возможность для продавцов сократить свои издержки на комиссиях за прием платежей, подчеркнули в ЦБ. По ожиданиям Банка России, рост C2B-трансакций продолжится и в следующем году.

СБП
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

В крупнейших банках «Известиям» подтвердили, что оплата товаров и услуг через СБП стремительно набирает обороты. Количество ежемесячных платежей по QR-кодам в июле по сравнению с январем увеличилось в 17 раз, при этом средний чек вырос в 27 раз, до 2 тыс. рублей, подсчитала директор по развитию Делобанка (группа СКБ-банка) Ирина Кузьмина. По ее словам, рост среднего показателя говорит о появляющемся доверии со стороны покупателей даже при совершении дорогостоящих покупок.

Каждый месяц объемы операций в пользу юрлиц в СБП растут на 50–60%, оценили для «Известий» в Промсвязьбанке.

— Сильным стимулом для развития этого сервиса стал период самоизоляции. Тогда ритейлеры начали массово интересоваться приемом платежей по QR-кодам и активнее подключали этот сервис. Это дало результат летом, когда объемы платежей в пользу юрлиц через СБП увеличились двукратно, — подчеркнули в Промсвязьбанке.

Вместе с тем пандемия замедлила подключение к оплате по QR-коду новых банков. Например, ВТБ задержал масштабирование и переход в промышленный режим из-за коронавирусных ограничений, когда многие магазины были закрыты и сложно было проводить технические работы, подчеркнул вице-президент банка Алексей Киричек. Сейчас торговые точки к сервису подключают только 15 кредитных организаций, следует из данных на официальном портале системы.

Сегодня многие банки активно продвигают оплату по QR-кодам, отметил зампред правления банка «Веста» (входит в группу МКБ) Алексей Федоров. По его словам, популяризировать этот способ платежа могла бы рекламная и просветительская кампания на федеральном уровне среди держателей карт и предприятий из сегмента МСП.

В первой половине августа объем платежей через СБП в Wildberries увеличился на 73% по сравнению с июлем, сообщил представитель компании. По его словам, драйвером роста стали покупки россиян к новому учебному году. До этого всплеск операций через сервис ЦБ был в апреле, когда сумма платежей выросла в 4,5 раза — это было связано с возросшей популярностью безналичных расчетов из-за режима самоизоляции, напомнили в Wildberries.

ЦБ РФ
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Оплата по СБП уже тестируется в X5 Retail Group (магазины «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») и в Ozon. Планируют реализовать технологию и в сети магазинов «Лента», сообщили «Известиям» их представители.

Менее процента

СБП особенно выгодна небольшим торговым точкам, поскольку комиссия за прием безналичных платежей в системе в разы ниже, чем эквайринг при оплате картой (0,4–0,7% против 1,2–3%). Тем не менее по сравнению с 6 млн МСП, которые действуют в России, — 25 тыс. компаний, подключивших оплату по QR-коду, — это немного, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. По его словам, с учетом неограниченных финансовых и регуляторных возможностей ЦБ итоги первого года довольно скромные.

При этом по статистике Банка России, на 1 января 2020 года по всей стране насчитывалось более 3 млн терминалов для обслуживания карт. При этом за весь 2019 год их число увеличилось на 400 тыс.

QR код
Фото: Depositphotos

СБП сокращает траты банков на обслуживание торговых точек. Терминалы требуют установки, обслуживания, настройки, тогда как QR-код размещает сам продавец. Кредитные организации заинтересованы в любом новом сервисе, который может принести доход. Они не будут сопротивляться сторонним технологиям, только если в то же время не внедряют аналогичные собственные продукты, — отметил Алексей Войлуков.

В августе 2019 года Сбербанк запустил собственный сервис по оплате с помощью QR-кодов. Сейчас его подключили более 150 тыс. партнеров, а количество операций составляет уже несколько сотен тысяч в месяц, заявили «Известиям» в Сбербанке. В кредитной организации не комментируют планы по подключению сервиса в СБП.

Количество операций в 110 тыс. и их объем в 500 млн рублей за год — не велики. Для сравнения: общая сумма платежей за товары и услуги по банковским картам за год (с апреля 2019-го по март 2020-го — последние доступные данные ЦБ) составила порядка 27,5 трлн рублей, рассказал инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Таким образом, доля СБП пока менее 1%. Тем не менее, по словам эксперта, для кардинально новой технологии, непривычной для россиян, результаты говорят о высоком потенциале механизма. В дальнейшем он будет развиваться за счет низкой ставки комиссии.

Ранее представители ритейла сообщали, что развитие механизма подтолкнет реализация в системе функции Direct Debet — возможности подвязать счет через СБП для оплаты в интернете. В НСПК (платежный центр СБП) «Известиям» заявили, что этот сценарий планируется запустить в 2021 году.

Прямой эфир