Играет судьбу, не играя артиста: за что мы любим Валентина Гафта
Валентину Гафту исполнилось 85. Праздник артист отмечает в семейном кругу, первой его поздравит жена — актриса Ольга Остроумова. Как сказала Ольга Михайловна «Известиям», это будет сугубо личное поздравление. А вот родной актеру «Современник», как выяснилось, не собирается отмечать его юбилей, ограничится видеопоздравлениями в соцсетях. Мы, в свою очередь, желаем любимому артисту здоровья и вспоминаем главные этапы его биографии.
Времена и люди
«Есть люди, по которым узнаешь время» — так Валентин Гафт сказал об Олеге Ефремове, но сегодня понятно, что это и о нем тоже. В его ролях, делах и словах отразился весь путь, который прошел за это время наши театр и кинематограф.
Началась его творческая биография в 1950-е и совсем не с «Современника». Это сегодня понятия «Современник» и Гафт неразрывны, но любовь не всегда была взаимной. В этот театр его поначалу не взяли, и попал он туда, пройдя 14 других. Ставили «Чайку». Михаил Казаков, игравший Шамраева, вдруг решил уйти, и Гафту отдали его роль. «Известиям» он рассказывал, что долгий путь в «Современник» объяснялся просто: он не нравился Галине Волчек.
По словам актера, она видела в нем шпану из Сокольников и была недалека от истины. Семейство Гафтов обитало в доме, расположенном между тюрьмой и психушкой. Тем не менее за плечами «хулигана» была мхатовская школа, та же, что у Волчек, и пиетет перед Олегом Ефремовым, которого актер чтит до сих пор.
Гафту поначалу довелось учиться на спектаклях, вдохновленных основателем «Современника». Потом он сыграл знаковые роли в постановках по произведениям Чехова и Булгакова, Симонова и Шатрова, Олби и Айтматова, Войновича и Шоу. Сегодня в его репертуаре значатся Фирс из «Вишневого сада» и персонаж, названный Отчимом, в спектакле «Пока существует пространство» (идея, текст и исполнение Валентина Гафта и Саида Багова).
У Багова, возможно, больше текста, и он замечательный актер, но это спектакль Гафта. Не только потому, что он выдающийся мастер, но и потому, что его герой позволяет заглянуть в неведомое. Он уже нащупал зыбкую черту, отделяющую бытие от того, что начинается после. Что будет там и будет ли, он не знает, а здесь его держит множество воспоминаний. Подробностей в спектакле минимум, остальное — иллюзия. Что это за странный дом? Не хранилище ли чьих-то воспоминаний, надежд, обид, разочарований, обретений? В программке указаны три действующих лица: отчим, сын и мать, но матери на сцене нет, о ней только говорят. Любовь, нежность, прощение сконцентрировались в образе этой невидимой женщины. «Умереть от счастья!» — восклицает герой Гафта, нашедший наконец формулу оптимального, если не сказать идеального, ухода.
Настоящий полковник
Сам Валентин Иосифович успехом не обделен. Побед на его творческом пути — множество. И зрительской любви хоть отбавляй. В театр на него идут сотни зрителей, в кино — миллионы. За это стоит сказать спасибо и актеру, и его доброму гению Эльдару Рязанову. Были в жизни Гафта и другие замечательные режиссеры, но Эльдар Александрович предоставил ему целую россыпь разноплановых ролей. В его фильмах артист запечатлен в образах велеречивого председателя гаражно-строительного кооператива и изворотливого чиновника, президента бомжей-интеллигентов и генерала. Но особенно ему удавались роли полковников-правдорубцев. В картине «О бедном гусаре замолвите слово» он сыграл бравого гвардейца с лицом, изрезанным боевыми шрамами, точь-в-точь лермонтовский типаж: «Полковник наш рожден был хватом: / Слуга царю, отец солдатам». В ленте Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!» — заслуженного фронтовика, отправленного в глухомань и поплатившегося жизнью за прямой нрав и отсутствие лизоблюдства.
Еще одна грань дарования Валентина Иосифовича — мистические роли. По сей день в новогодние праздники крутят фильм «Чародеи» с таинственным Аполлоном Митрофановичем Сатанеевым, в 2011-м на DVD появился фильм «Мастер и Маргарита» Юрия Кары, снятый еще в 1994-м. Рискну предположить, что Воланд, сыгранный там Гафтом, — самая убедительная интерпретация булгаковского персонажа как в кино, так и в театре.
Фальшивая нота
Гафт-литератор — отдельная тема большого исследования. Сколько его эпиграмм разошлось по стране, вряд ли кто сосчитает. Остается довериться изданным опусам, чью подлинность автор зафиксировал. А благословил актера на эту деятельность опять-таки Олег Ефремов.
— Мы были на дне рождения одного скрипача, он работал в «Современнике», — рассказывал Валентин Иосифович «Известиям». — Его жена была ему неверна. И вот этот человек пригласил в гости меня, Олега Ефремова и Галю Волчек. Я приготовил тост: «Мне слух раздражала фальшивая нота. Всю жизнь проверял я проклятое ля. Как поздно дошло до меня, идиота, что скрипка в порядке, жена моя ...». После этого Олег сказал: «Пиши эпиграммы. Будешь читать на капустниках».
Впрочем, поэтом артист себя не считает, хотя признает, что к сочинительству его всегда тянуло. А поэт, по мнению Гафта, это Пушкин. Когда его читаешь, думаешь: «Какое же счастье, что он есть и будет». Еще Валентин Иосифович мечтает, чтобы люди больше читали, увлекались поэзией, собирались на поэтические вечера в Политехническом музее. Насчет музея не уверены, но на вечере, посвященном юбиляру, его любимые стихи наверняка бы прозвучали. Однако вечера не будет.
На вопрос «Известий», как «Современник» отметит юбилей ветерана, в пресс-службе сообщили, что специальной программы не планируется, «театр готовит видеопоздравление от коллег и опубликует его в социальных сетях в день рождения всенародно любимого артиста». Почитателям Валентина Иосифовича, конечно, хотелось чего-либо посущественнее видеопоздравлений, но, как верно отметили в пресс-службе, артист всенародно любим. А это значит, что каждый желающий поздравить Валентина Иосифовича найдет способ это сделать.
Например, включит 2 сентября телевизор со специальными программами или разыщет в интернете запись любимого спектакля с его участием. Удовольствие гарантировано в любом случае: ведь как писал Гафт в одной из своих эпиграмм (не о себе, о Высоцком): «Не может быть двух разных мнений, / ты просто наш российский гений».