Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Politico сообщило о планах США сократить поддержку Украины
Мир
The Times сообщила о плане ЕС огласить решение по активам РФ
Происшествия
В Новосибирске эвакуированы 670 человек из-за пожара в колледже
Общество
На Камчатке выявили крупный цех по нелегальной переработке лососевой рыбы
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Происшествия
Пожарные локализовали возгорание на юго-западе Москвы
Общество
Временные ограничения введены в аэропорту Нижнего Новгорода
Туризм
Россиянам рассказали о подводных камнях долгосрочного пребывания в Турции и ОАЭ
Общество
Россияне запланировали провести новогодние каникулы дома с семьей
Мир
Нацменьшинства Украины призвали Трампа защитить их права
Общество
Медицинские и IT-специальности стали самыми востребованными в колледжах
Общество
Суд в Новосибирске назначил Илье Пономареву 12 лет за оправдание терроризма
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Происшествия
Во Флориде пострадал один человек при аварийной посадке самолета на трассу
Происшествия
Силы ПВО сбили один украинский беспилотник в Тульской области
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Граждан защитят от звонков банковских мошенников. В течение двух лет в рамках «регуляторной песочницы» технологию блокировки создадут и протестируют операторы связи и банки. Для этого будут внесены изменения в ФЗ «О связи» в части обработки сведений операторами и передачи их банкам, выяснили «Известия». Решение принято на заседании АНО «Цифровая экономика» 18 августа. С помощью технологии планируется снизить объем хищений со счетов граждан. При этом у операторов уже работают подобные системы, и эксперты ставят под вопрос их эффективность.

Мобильный контроль

Мобильные операторы вместе с финансовыми организациями создадут антифрод-систему, блокирующую звонки мошенников клиентам от лица банков, а также вызовы от злоумышленников, сделанные якобы от клиентов в кредитные учреждения. Это следует из законопроекта-спутника к принятому ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» (ЭПР, так называемых регуляторных песочницах), с которым ознакомились «Известия». Это рамочный закон, предполагающий исключения в законодательстве для тестирования той или иной технологии. К нему было подготовлено два закона-спутника, которые необходимы, когда введение инновации противоречит той или иной норме федерального закона, пояснили в АНО «Цифровая экономика».

Уже отобраны первые восемь инноваций, которые будут тестировать в «цифровых песочницах». Проекты нормативных актов рассмотрели на рабочих группах «Нормативное регулирование цифровой среды» 14 и 18 августа, рассказали «Известиям» в Минэкономразвития. В ближайшее время ведомство внесет законопроекты-спутники на рассмотрение в правительство, а после одобрения — в Госдуму, отметил директор направления «Нормативное регулирование» организации «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.

салон связь телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Закон-спутник предлагает внести изменения в закон «О связи», который гарантирует тайну переписки и телефонных переговоров. Согласно закону, оператор не может обрабатывать содержание бесед и сообщений. Но технология предлагает анализировать техническую информацию о разговорах, например их длительность и количество, сказано в предложениях организации к проектам для «песочниц».

Банки смогут сократить объем финансовых потерь от действий злоумышленников, а граждане получат дополнительное средство защиты от угрозы телефонного мошенничества, считают в Минэкономразвития.

В 2019 году объем хищения средств со счетов граждан составил более 6,4 млрд рублей, указано в предложениях АНО. Там же перечисляются и риски. Например, возможные утечки данных в процессе обработки технической информации о вызовах и передачи сведений оператором банку. Нельзя исключать и нецелевое использование кредитной организацией информации, полученной от оператора.

В процессе тестирования инновации в «регуляторной песочнице» будет проводиться постоянный мониторинг. Если выяснится, что работа технологии представляет угрозу правам и свободам граждан, то эксперимент будет приостановлен, отметили в Минэкономразвития.

Работа на опережение

Такие решения сегодня есть у всех операторов связи, и банки заинтересованы в технологии, но обмен данными при работе подобных систем пока нечетко прописан в законодательстве, отметил источник «Известий», близкий к одному из операторов.

МТС планирует принимать участие в экспериментальных «песочницах», в том числе в проекте «голосовой Antifraud». Принятый закон об экспериментальных правовых режимах закладывает основы для гармонизации законодательства с развивающимися технологиями, отметили в пресс-службе оператора.

«Мегафон» также поддерживает инициативу и готов участвовать в проекте, сказал «Известиям» директор по предотвращению мошенничества компании Сергей Хренов. Он добавил, что оператор уже использует систему голосового антифрода, созданную в начале этого года совместно с МТС, сейчас это решение в пилотном режиме работает у нескольких банков.

У Tele2 также есть своя антифрод-платформа, запущенная в начале этого года и протестированная совместно с «Тинькофф», напомнили в компании. Сейчас оператор пилотирует ее с рядом крупных банков и ведет переговоры о поставке им решения.

мегафон сотовая связь
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

В «Вымпелкоме» (работает под брендом «Билайн») не прокомментировали возможность участия оператора в проекте «голосовой Antifraud», отметив только, что компания постоянно совершенствует свои собственные системы.

В Ситибанке готовы рассмотреть возможность присоединения к проектам, нацеленным на защиту клиентов от мошеннических действий, сказала вице-президент, руководитель департамента по работе с государственными органами банка Наталья Николаева. В ВТБ сейчас не рассматривают возможность практического участия в пилотном проекте. Но по мере принятия этого закона в банке будут обсуждать целесообразность подключения к различным технологическим пилотным проектам, в том числе и к «голосовому антифроду», пояснили в пресс-службе организации.

«Известия» также направили запросы в Сбербанк, Альфа-банк, Тинькофф Банк, Хоум Кредит Банк, Росбанк, «Ак Барс», Абсолют Банк и Московский кредитный банк.

Звонок в никуда

Риски раскрытия конфиденциальных данных абонентов в таком случае не очень существенны, считает партнер и руководитель направления по работе с операторами связи Deloitte в СНГ Антон Шульга. По его словам, концептуально такой продукт будет похож на кредитный скоринг абонентов, которым уже активно занимаются операторы, пояснил он.

— Тем не менее эффективность продукта может оказаться низкой — практика показывает: мошенники очень гибко адаптируются под вводимые ограничения, и есть вероятность, что они смогут найти способ «обойти» и такую защиту, — отметил эксперт.

телефон звонок
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Новая технология не победит телефонное мошенничество на 100%, считает генеральный директор компании «Интернет-розыск» Игорь Бедеров. По его словам, чаще всего злоумышленники используют виртуальную телефонию, а отличить мошенника от добросовестной компании практически невозможно. Это может привести к тому, что достоверность информации о благонадежности звонящего будет сложно гарантировать. Зато воспользоваться такой системой для создания негативного образа действующей компании окажется просто, заключил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир