Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Посольство назвало дальнейшие ограничения журналистов РФ в ФРГ эскалацией
Наука и техника
Расходы на развитие науки в России в текущем году превысят 1,6 трлн рублей
Армия
ВС РФ ударом по штабу «Кракена» уничтожили до 40 иностранных специалистов
Экономика
Эксперты спрогнозировали рост промышленности РФ на 3,5% в 2024 году
Политика
Путин усомнился в безопасности избранного президента США Трампа
Политика
В Госдуме назвали варварством использование активов РФ для нужд Киева
Общество
Ространснадзор проверит «Азимут» после инцидента с самолетом в Анталье
Мир
ЕС и Украина подписали меморандум о части кредита G7 от российских активов
Авто
Выпуск легковых автомобилей в России вырос в 1,5 раза
Туризм
Около 40% опрошенных россиян отказались от поездок за рубеж на Новый год
Общество
Москва выдала Эр-Рияду обвиняемого по делу о фиктивном трудоустройстве иностранцев
Происшествия
В Запорожской области после атаки ВСУ более 20 тыс. абонентов остались без света
Общество
Экс-депутат Госдумы РФ отдал мошенникам почти 15 млн рублей
Авто
Продажи автомобилей Galaxy от Geely могут начаться в России
Политика
Военный эксперт указал на тяжелую для ВСУ ситуацию на передовой
Общество
Федорищев передал факты коррупционных схем в российском футболе в полицию
Мир
Грузия не будет открывать переговоры с ЕС о членстве до 2028 года
Наука и техника
Ковальчук заявил об «обломе» Европы без российских ученых
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Парящий в воздухе дирижабль, который при рассмотрении оказывается картотекой «шарашкиных контор», и целый парк аттракционов, сооруженный из самых простых материалов. Чудо-юдо-рыба-кит, внутри которого может поместиться не один человек, и серия фотографий о жизни «инаковых» людей. В петербургском Манеже открылась грандиозная по объему выставка «Немосква не за горами», созданная при участии Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. «Известия» оценили этап проекта NEMOSKVA, призванного развивать современную культуру в российских регионах.

Дирижабль и шляпа

Здесь представлены работы молодых художников из разных городов страны: Петербурга и Калининграда, Ижевска и Томска, Краснодара, Екатеринбурга, Перми. Помимо географического охвата удивляет широта в плане видов и техник искусства: от инсталляций, которые можно только созерцать, до интерактивных объектов, что нужно приводить в движение; от круглой деревянной скульптуры до вязаного горельефа.

Широка страна: петербургский Манеж представил художников из «Немосквы»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Выставку составили семь кураторов под руководством Алисы Прудниковой, автора идеи и комиссара проекта. Каждый пригласил своих художников, объединив их по теме и образу.

— Выставка опровергает представление о том, что современное искусство утверждает свою ценность прежде всего в столице, — пояснил «Известиям» директор Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара. — Работа над экспозицией велась больше года, на ней представлены 80 художников из 21 города России, 68 работ создано специально для этого вернисажа.

При входе на выставку зрителей встречает огромный, застывший в воздухе дирижабль, представляющий собой старую картотеку. На ящичках — названия «шарашкиных контор», организаций тюремного типа, где работали ученые, инженеры и техники. В витрине рядом выставлена соломенная шляпа Николая Лансере, художника и архитектора, прошедшего адовы круги лагерей. Николаю Евгеньевичу и посвящена эта инсталляция Александра Морозова.

— Дирижабль, столь важный для молодой советской страны образ прекрасного светлого будущего, художник утяжелил репрессивной историей, — рассказал куратор Евгений Кутергин. — Лансере связан с пространством, где мы находимся: он перестраивал здание Конногвардейского манежа в гараж ОГПУ, сегодня это ЦВЗ «Манеж». То есть инсталляция активизирует память места.

Широка страна: петербургский Манеж представил художников из «Немосквы»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

У входа в сектор «Летаргия» посетителей встречает жутковатый страж, слепленный из похоронных атрибутов. Пройдя в его владения, вы видите огромного кита с целым городком на спине, из самой высокой башни вьется дымок. В брюхо кита можно залезть, ощутив себя пророком Ионой, и почувствовать специфический, напоминающий о гниении запах, который дают натуральные материалы — кажется, это войлок, сено и глина. Рядом на стене висит как бы посмертная маска Гоголя на старой подушке, выполненная в технике скульптурного вязания. Эти и другие произведения создают атмосферу той самой летаргии, затяжного сна, материализуют стагнацию, с которой многие ассоциируют жизнь провинциальных городов. Но здесь также ставится вопрос и о дремлющем потенциале, импульсах к пробуждению.

У фонтана, в тот же час

Содержательна близка этому разделу инсталляция «Фонтан», которая относится к другой зоне — «Смерть не за горами» куратора Артема Филатова. Василий Кононов-Гредин сделал работу специально для данного пространства, и она сюда отлично вписалась. Это гигантская чаша, подвешенная на цепях, уходящих куда-то в верхотуру Манежа, на краях чаши застыла вода. Массивный предмет, будто взятый из древних ритуалов, подчеркивает высоту выставочного зала и задает вертикаль.

Наш куратор решил рассказать через нас, художников, о наших городах, ничего нам не навязывая, — пояснил Василий Кононов-Гредин. — Я представляю здесь Киров, в котором фонтан — одна из ключевых локаций, это место встречи, точка пересечения людей.

Широка страна: петербургский Манеж представил художников из «Немосквы»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

На втором этаже Манежа разбит парк культуры и отдыха. На первый взгляд это пространство цветастое, радующее глаз: тут и бассейн с гигантскими пенопластовыми фруктами, и легковая машина, в которую можно сесть и врубить ту или иную электромелодию, и автомат-клешня, чтобы за монетку вытащить одну из игрушек. Но замечаешь, что все эти аттракционы сделаны из материалов, ассоциирующихся с ушедшим прошлым, советской эпохой, откуда и происходит понятие «ЦПКиО».

Рядом с ностальгическим парком — сектор «Теория кротовых нор», связанный с темой изолированности, так понятной в наше посткарантинное время. Кротовые норы — как бы параллельные миры, которые существуют отдельно от обычной жизни. Сюда, например, относятся выразительные фотографии Елены Аносовой, запечатлевшие заключенных женщин.

Все эти работы, поднимающие различные вопросы и сделанные из очень разных материалов, создают своеобразный космос российского искусства, где «и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход». Здесь ощущается, сколь огромно пространство, существующее независимо от столицы, и насколько силен его потенциал. В общем, «Немосква» грядет.

Читайте также
Прямой эфир