Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После четырехмесячного карантина 6 июля вновь открывается Лувр. Крупнейший музей мира перевернул одну из самых нелегких страниц своей восьмисотлетней истории. Сегодня с его главными хитами — Джокондой и Венерой Милосской — можно остаться почти наедине. Музей с нетерпением ждет туристов, в том числе из России. Об этом в интервью «Известиям» рассказал директор Лувра Жан-Люк Мартинес.

— Какие чувства вы испытываете сейчас, когда до открытия Лувра после карантина остались считаные дни?

— Радость и надежду. Музей существует ради публики — в этом его предназначение. Пустой — он теряет часть своей души. Мы будем безмерно счастливы снова увидеть посетителей в наших залах и ради этого делаем всё возможное. Надежда придает нам силы сейчас, когда перевернута трудная страница в истории нашего музея. Отныне мы можем ждать будущее с уверенностью, потому что знаем: Лувр нужен не только Франции, но и всему миру. Лучшее тому доказательство — 10 млн посетителей на нашем сайте во время самоизоляции.

Лувр
Фото: REUTERS/Charles Platiau

— Что нового ждет публику в Лувре? Джоконда и Венера Милосская остаются на своих местах?

Лувр выполнит свое обещание и покажет лучшее из своей коллекции: на площади более чем 45 тыс. кв. м представлены 30 тыс. работ. Джоконда в обновленном зале и Венера Милосская будут на прежних местах. Посетители также увидят древнее искусство Ближнего Востока, Египта, Греции и Рима, исламского мира, скульптуры Италии и Северной Европы, итальянскую, испанскую и английскую живопись, шедевры французской живописи XIX века, сокровища королевской короны, апартаменты Наполеона III, искусство Средних веков и эпохи Людовика XIV, французскую скульптуру XVII–XIX столетий… После выставки Леонардо да Винчи нынешний сезон, посвященный гениям Ренессанса, предполагалось продолжить весной, но из-за карантина его перенесли на октябрь. Это экспозиции «Тело и Душа. От Донателло до Микеланджело. Скульптуры итальянского Ренессанса» и «Альбрехт Альтдорфер. Мэтр немецкого Ренессанса».

— Собираетесь ли вы преобразовать Лувр? Как обстоят дела с новыми проектами?

— Я хочу показать публике, что в Лувре она у себя дома. 60% французов никогда не бывали в музеях. Я сделаю всё возможное, чтобы убедить их, что можно прийти в Лувр и восхищаться его сокровищами, не будучи историком искусства или художником. Чтобы музей стал доступнее и интереснее, мы сделаем акцент на общение публики со специалистами. Мы продолжаем работы, которые ведутся во дворце, в его залах и садах. Лувру — 800 лет, он постоянно требует особого внимания. В октябре прошлого года открылся Центр сохранения произведений искусств в Льевене (город в 200 км от Парижа. — «Известия»). На случай наводнения мы начали перевозить туда работы, которые приходилось хранить в непосредственной близости от Сены.

Лувр
Фото: REUTERS/Charles Platiau

— «Я хочу, — заявили вы, — чтобы каждый человек, каким бы ни был его культурный уровень, имел возможность доступа к прекрасному». Будет ли Лувр доступен для всех после COVID-19? Вход в музей стоит €17 — не слишком ли дорого?

Билет в Лувр менее дорогой, чем в большинстве крупнейших музеев мира. Кроме того, около 40% наших посетителей могут прийти к нам бесплатно. Это молодежь до 18 лет. Люди моложе 26 лет, проживающие в странах Европейского экономического пространства. Те, кто ищет работу, получая при этом социальное пособие. Инвалиды и сопровождающие их лица, школьные группы. Нынешним летом мы еще более расширим доступ в музей: предлагаем 20-минутные бесплатные экскурсии на французском и английском языках. Лувр демонстрирует щедрость. Мы этим гордимся, ибо нехватка средств не должна мешать людям приходить в наш музей.

— В течение четырех месяцев карантина виртуальный Лувр оказался популярнее настоящего. В цифровую эру для многих изображения на экране вполне достаточно, поэтому они предпочитают оставаться дома. Не грозит ли музею отток посетителей, которые предпочитают наслаждаться прекрасным на диване?

— Реальный и виртуальный визиты не противостоят, а дополняют друг друга. Во время карантина 10 млн человек пришли на наш сайт, чтобы посмотреть бесценные сокровища дворца. Именно реальное служит виртуальному, а не наоборот. Наша цель — убедить людей прийти в Лувр и увидеть воочию то, чем они восхищались на экранах. Очень многое можно по-настоящему узнать только во время посещения музея: масштаб работ, их цвет, красоту утреннего освещения во дворце, прозрачность Пирамиды у входа в Лувр, перспективу, которая ведет от арки Карусель к Триумфальной арке. Не говоря уже об общении с публикой. В музей мы ходим с друзьями, с семьей. Это уникальный опыт.

Посетители музея Лувр-Ланс, открывшегося в начале июня

Посетители музея Лувр-Ланс, открывшегося в начале июня

Фото: REUTERS/Pascal Rossignol

— Лувр станет более гостеприимным после того, как число посетителей сократится примерно на 80%? Что вы скажете тем, кто по-прежнему боится идти в музей, чтобы не заразиться? Разве это не реальная угроза?

— Лувр гораздо более гостеприимное место, чем утверждают некоторые, кто давным-давно у нас не был. Даже в период наибольшего наплыва публики, резервируя заранее билет, вы попадаете в музей максимум в течение получаса и оказываетесь, к примеру, в крыле Ришелье с его залами, заполненными превосходной живописью. Кроме того, сегодня вы сможете оказаться в Лувре почти в одиночестве. Посетителей станет меньше, и каждый получит возможность чуть ли не наедине пообщаться с шедеврами, включая Джоконду. Я обращаюсь ко всем, кто уже может приехать в Париж, а также к русским друзьям: как только у вас появится возможность, возвращайтесь скорее в Лувр.

Тех, кто боится вируса, хочу заверить: мы приняли все необходимые меры предосторожности. У нас обязательны резервация билетов онлайн и маски. Наши маршруты спланированы так, чтобы посетители практически не пересекались. Главное — наш дворец огромен. Большая галерея Лувра имеет длину 300 м, площадь зала Государств, в котором вас ждет Джоконда, более 800 кв. м, высота застекленной крыши — 13 м. У нас 37 га садов и двориков. Эти гигантские масштабы позволяют избежать скопления людей. Риск заразиться в Лувре меньше, чем в общественном транспорте.

Справка «Известий»

Лувр расположен в здании дворца, который на протяжении веков служил резиденцией королей. Он открылся для публики во время французской революции в 1793 году и первоначально назывался Центральным музеем искусства республики. В собрании около 560 тыс. произведений искусства, из которых в постоянной экспозиции примерно 35 тыс. Самую знаменитую картину — «Мону Лизу» («Джоконду») — Франциск I приобрел после смерти Леонардо да Винчи. В Лувре работают 2,2 тыс. служащих, включая 1,2 тыс. смотрителей. Каждый год музей посещают около 10 млн человек. Примерно 80% — иностранные туристы. У музея два филиала — на севере Франции в городе Лансе и в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты). В 2010–2011 годах в Лувре прошла выставка «Контрапункт: русское современное искусство». Потери музея от COVID-19 оцениваются в €40 млн.

Прямой эфир