Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Мир
В посольстве РФ сообщили о 70 раундах санкций Канады против России
Мир
Зеленский потребовал мир отреагировать на пуск российской ракеты «Орешник»
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Мир
Советник Нетаньяху заявил о возможной роли РФ в перемирии с «Хезболлой»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Чиновников ФМБА и Росздравнадзора заподозрили в халатности, которая привела к ущербу на 3,5 млрд рублей. Строящийся с 2005 года завод в Кирове должен был обеспечить всю страну необходимыми препаратами крови, но так до сих пор и не запущен. ГСУ СКР России по Москве возбудило в связи с этим новое уголовное дело — по ст. 293 УК РФ («Халатность»). Эксперты уверены, что из-за истечения срока давности привлечь конкретных виновных не получится, как и вернуть бюджетные средства. При этом проект «Киров Плазма» не свернут, пояснили «Известиям» в «Нацимбио» («дочка» «Ростеха», которой передан завод), однако о сроках его запуска до сих пор ничего не известно.

Контракт с обременением

В истории о знаменитом долгострое — заводе «Киров Плазма», который начали возводить еще в 2005 году, — появился новый поворот. 26 июня возбуждено очередное уголовное дело — по ст. 293 УК РФ («Халатность»), рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах. В материалах дела ГСУ СК России по городу Москве говорится, что в результате ненадлежащего исполнения неустановленными должностными лицами ФМБА России и Росздравнадзора своих обязанностей завод по переработке крови в Кирове не построен до сих пор. Ущерб для бюджета страны оценивается в 3,5 млрд рублей.

Госконтракт на строительство завода был заключен в июле 2005 года между Приволжским окружным медцентром экспертизы качества препаратов крови Росздравнадзора и немецкой компанией «Глатт Инженертехник ГмбХ».

По фактическому графику работы на 6,9 млрд рублей должны были завершиться в конце 2009 года. Отчитавшись за потраченные деньги, немецкая сторона заявила о необходимости дополнительного финансирования строительства третьей линии, создания которой затребовал заказчик. Главстройэкспертиза оценила окончательную стоимость проекта уже в 11 млрд рублей. За завершение строительства под ключ немецкая компания попросила почти 3 млрд рублей, но этот вопрос так и не согласовали.

Завод
Фото: stroiservice.de

Из-за срыва запуска завода объект по распоряжению правительства России в марте 2010 года был передан в ведение ФМБА России, говорилось в заявлении регионального управления агентства. Там же отмечалось, что на момент передачи завода его строительство не велось уже несколько месяцев. В связи с чем в 2011 году ФМБА пыталось призвать к ответственности руководство немецкой компании через Арбитраж.

Судебные разбирательства завершились лишь в ноябре 2015 года. Арбитражный суд Кировской области признал, что в 2005–2009 годах исполнитель заказа произвел все работы в полном объеме, и они были приняты заказчиком без возражений. Поэтому он отказался взыскивать с немецкой компании 6,9 млрд рублей в пользу ФМБА, а контракт между ними был расторгнут.

В это же время Главное следственное управление (ГСУ) ГУ МВД Москвы возбудило уголовное дело в отношении гендиректора «Глатт Инженертехник ГмбХ» Райнхарда Бебера и члена совета директоров компании по странам СНГ Лутца Хайнцля.

Они подозревались в покушении на мошенничество в особо крупном размере (ст. 30 ч. 4 ст. 159 УК). По данным следствия, предприниматели скрылись от уголовного преследования в Германии. В ноябре 2015 года Тверской суд Москвы вынес решение о заочном аресте Райнхарда Бебера и Лутца Хайнцля.

И ныне там

Решая дальнейшую судьбу долгостроя, правительство России в апреле 2016 года передало его госкорпорации «Ростех». Для ввода предприятия в эксплуатацию «Национальная иммунобиологическая компания» («Нацимбио», входит в «Ростех»), «Фармстандарт» и итальянская Kedrion Biopharma создали АО «Киров Плазма». Стороны планировали вложить в проект 6 млрд рублей. А запуск предприятия был намечен на 2019 год. Однако завод до сих пор не заработал.

В пресс-службе холдинга «Нацимбио» «Известиям» объяснили это тем, что объект передавался от Росимущества частями, начиная с 2017 года и по ноябрь 2019-го. Но за это время были проведены работы, направленные на его сохранение.

— Сейчас совместно с партнером мы продолжаем развитие проекта. Главным вопросом функционирования завода, который необходимо решить, остается сырьевое обеспечение плазмой для фракционирования (разделения. — «Известия») по экономически целесообразной цене, — сообщили в холдинге.

Завод
Фото: stroiservice.de

При этом на вопрос «Известий» о сроках сдачи объекта не ответили ни в «Нацимбио», ни в «Ростехе».

ФМБА и Росздравнадзор оперативных комментариев на запросы «Известий» не предоставили. В российском представительстве «Глатт Инженертехник ГмбХ» по указанному номеру телефона никто не отвечал.

В конце 2019 года «Нацимбио», в связи с тем, что завод так и не ввели в эксплуатацию, отказалась от статуса единственного поставщика препаратов для лечения и профилактики кровотечений у пациентов с нарушениями свертываемости крови.

В начале 2000-х годов система госконтрактов была непрозрачной, отметил в беседе с «Известиями» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Однако привлечь к ответственности виновных в этом случае вряд ли получится из-за истечения срока давности преступления, пояснил он. Учитывая, что должностные лица в организациях менялись довольно часто, вычислить конкретного ответственного уже не получится, как и вернуть потерянные деньги, полагает эксперт. Срок давности по статье о халатности составляет от двух до шести лет в зависимости от тяжести преступления.

Читайте также
Прямой эфир