Дурное слияние: Европа закрывает калитку для иностранных инвестиций
Еврокомиссия обнародовала предварительный план защиты континентальных производителей от «недобросовестной конкуренции» с иностранными соперниками. Программа подразумевает, в частности, что неевропейские компании, получающие поддержку от государства (форма такой поддержки может быть разной), могут быть лишены права приобретать активы в Европе или же заключать контракты со своими европейскими контрагентами. В первую очередь европейское руководство намерено ограничить влияние Китая, но под ограничения могут попасть и корпорации из других стран — скажем, из США и России. Подробности — в материале «Известий».
Агрессивные вложения
Поводом для нынешней протекционистской волны во многом послужил коронавирусный кризис. Стоимость акций европейских компаний, оказавшихся в непростой финансовой ситуации, резко снизилась. В наиболее уязвимых секторах падение оказалось кратным. Так, например, авиакомпании подешевели в 2–3 раза. Соответственно, многие стратегически важные фирмы оказалось можно купить за сравнительно небольшие деньги. Европейские компании редко обладают большими запасами ликвидности. У компаний из Азии, в особенности Китая, часто имеющих поддержку от государства, таких возможностей больше.
Китайцы уже сейчас достаточно масштабно вложились в европейскую экономику. На конец 2018 года сумма накопленных китайских инвестиций в ЕС составила $250 млрд. Практически все сделки были заключены в последние 10 лет, после финансового кризиса 2008 года. Больше всего (не считая вышедшей из Евросоюза Великобритании) пришлось на Италию, чьи фирмы в прошедшие годы выглядели наиболее уязвимыми — свыше $30 млрд.
Самой крупной покупкой стало приобретение китайцами шинников Pirelli — $7 млрд. Кроме того, китайские бизнесмены серьезно вложились и в итальянский футбол, став главными акционерами двух миланских суперклубов — «Милана» и «Интера». Неудивительно, что руководство Италии в прошлом году организовало Си Цзиньпину прием на уровне императорского — страна остро нуждается в инвестициях из-за рубежа.
Приобретения в Германии были ненамного меньше, хотя афишировались не так громко. К примеру, производитель бытовой техники Midea из провинции Гуандун купил компанию KUKA, занимающуюся выпуском промышленных роботов, за $4 млрд. Во Франции китайцы закупились геологоразведочным подразделением нефтегазовой компании Engie.
Такой разгул глобализации уже довольно давно начал нервировать руководство европейских стран. Франция расширила возможности государства по контролю сделок слияния и поглощения с участием иностранцев еще в 2014 году. Характерно, что это было сделано в ответ не на китайское, а на американское проникновение — Париж испугался приобретения машиностроительной компании Alstom General Electric.
Опасные деньги
На официальном уровне главной угрозой последних лет для европейского экономического суверенитета считается Китай. В марте 2019 года Еврокомиссия назвала КНР системным конкурентом и призвала к введению ограничений. Причем даже более опасной вещью, чем агрессивная инвестиционная политика, в ЕС считают конкуренцию со стороны иностранных фирм на внутреннем рынке Европы. Как заявила вице-президент Еврокомиссии Маргрете Вестагер, считающаяся «ястребом» в борьбе с крупными неевропейскими компаниями, европейцам нужны «верные инструменты для противодействия перекосам на нашем рынке, вызванным иностранными субсидиями — точно так же, как мы поступаем с субсидиями национальными».
Следует заметить, что буквально за пару дней до обнародования нового документа Еврокомиссия своим распоряжением ввела импортные пошлины против двух египетских «дочек» китайских компаний, занимающихся производством стеклопластика. Выяснилось, что они получают разнообразную помощь от китайского государства. Следовательно, такую конкуренцию нельзя назвать добросовестной.
Решение совершенно беспрецедентное — раньше по таким причинам еще не ограничивали импорт от фирм, располагающихся вне территории КНР. В случае если новый законопроект будет одобрен, таких недружественных действий со стороны европейских чиновников будет происходить намного больше, так как и число допустимых поводов существенно увеличится.
Одним из триггеров, вынудивших ЕС ужесточить свою инвестиционную, антимонопольную и конкурентную политику, стал произошедший в 2018 году случай. В Хорватии китайская государственная China Road and Bridge выиграла конкурс на строительство моста стоимостью около $500 млн. Европейские конкуренты китайцев обратились в суд и проиграли. Тогда стало ясно, что нынешнее законодательство фактически бессильно против проникновения вооруженных господдержкой иностранных фирм на европейский рынок.
Стоп, машина
Согласно предложениям Еврокомиссии, национальные антимонопольные органы получат право расследовать деятельность любой присутствующей на европейском рынке компании, получающей тот или иной вид государственной помощи. В случае если ее деятельность будет признана «искажающей» рыночное равновесие в ЕС, она может быть принуждена к возврату данных субсидий, продаже активов или же обязана обеспечить допуск к своим технологиям европейским конкурентам.
При покупке любого европейского актива стоимостью €100 млн и выше компания, получавшая какую-либо госпомощь на протяжении предыдущих трех лет, должна будет уведомить об этом Еврокомиссию, которая и примет итоговое решение по сделке. Таким образом, новые полномочия позволят чиновникам иметь почти полный контроль над всей инвестиционной деятельностью на континенте. Точно так же сделки, подобные вышеупомянутой хорватской, могут быть отменены не судом, а исполнительными властями.
Все эти новые меры должны быть одобрены в Евросоюзе на национальном уровне. Однако на данный момент ключевые государства, такие как Германия, Франция, Нидерланды и Польша, сами активно ищут способы ограничить иностранное влияние в своей экономике. Так что вероятность успешного прохождения документа по инстанциям в следующем году весьма велика.
Ситуация выглядит вдвойне неоднозначно с учетом расплывчатого определения «государственной помощи», под которое может попасть буквально всё что угодно. В проекте документа говорится о субсидиях, грантах, государственных гарантиях по кредитам и «иной поддержке». Между тем в результате эпидемии коронавируса практически все ведущие государства начали оказывать помощь фирмам, которые в условиях экономического кризиса запросто могут разориться. Под такое широкое определение может попасть весьма широкий спектр предприятий и организаций.
Государственная помощь оказавшимся в беде компаниям — вообще болезненная тема в ЕС. Германия выделяет на поддержку национальной экономики €750 млрд, но далеко не все европейские страны обладают сопоставимыми возможностями по накачке экономики деньгами. От этого они чувствуют себя намного менее защищенными против иностранного влияния.
Пока непонятно, как будут работать новые постановления, когда (и если) они вступят в силу. Скорее всего, такие радикальные предложения окажутся в серьезном конфликте с существующим законодательством о защите инвестиций. Что можно сказать точно: одним Китаем дело не ограничится. Даже если бизнес Поднебесной и стал поводом для принятия этих протекционистских мер, едва ли они не будут распространяться на других контрагентов Европы. Про усиливающееся противостояние с США не говорил только ленивый, да и российским компаниям, работающим в ЕС (тому же Сбербанку, который купил там несколько «дочек» за последнее десятилетие) придется нелегко.
Тренд на экономическое «закукливание» крупных регионов и негласный отказ считать глобализацию абсолютным благом распространяются всё шире. Ограничительные меры Евросоюза на иностранные инвестиции — лишь одно из звеньев цепи, не первое и явно не последнее.