Второй вдруг: откуда в Пекине вновь появился коронавирус
В то время как целый ряд европейских стран с 15 июня снял очередные ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса, в столице Китая была зафиксирована новая вспышка COVID-19. Ее источником вновь стал рынок — на этот раз, правда, торгующий не дикими животными, как печально известный в Ухане, а мясом и овощами. И хотя число внезапно заболевших к началу этой недели составило менее 100 человек — малость по сравнению с тем, что творится в ряде европейских стран, власти Пекина предпочли не рисковать и опять поместили под строгий карантин несколько столичных районов, а в некоторых и вовсе ввели военное положение.
Ничто не предвещало
Еще полтора-два месяца назад китайские информационные агентства то и дело рапортовали о том, что очередной день обошелся без новых заболеваний коронавирусом в Китае. На каком-то этапе нулевой прирост заболеваемости, казалось, стал для китайцев настолько привычным, что о нем перестали ежедневно отчитываться в прессе.
Пекин, например, успел прожить без новых случаев заболевания коронавирусом 55 дней подряд. Единственным исключением были разве что единичные вернувшиеся из-за границы сограждане, тут же отправленные на карантин.
— За последние недели люди, конечно, расслабились: если в спальных районах многие по-прежнему ходят в масках, то в центре народ стал передвигаться уже с открытыми лицами без всякой защиты, — рассказал «Известиям» житель Пекина Чжан Липинь. — Да и в общественном транспорте стало опять многолюдно, почти все офисы открылись, транспортный поток резко вырос и о социальном дистанцировании речь уже не идет.
Однако 11 июня в столице Китая был неожиданно обнаружен новый инфицированный — мужчина, который не летал за границу и не контактировал ни с кем, кто вернулся из-за рубежа. Когда заболевших стало двое, выяснилось — вирус пришел с гигантского оптового продуктового рынка Синьфади на юге города. К 15 июня число заразившихся коронавирусом пекинцев достигло уже 79 человек.
Шире круг
Уже с субботы рынок, занимающий площадь 107 га и обеспечивающий большую часть нужд столицы в овощах, фруктах, а также мясе, рыбе и морепродуктах, был закрыт для дезинфекции. За несоблюдение мер предосторожности парочку руководителей рынка уволили, а около 10 тыс. его работников отрядили проверяться на наличие вируса.
Массовые тесты на COVID-19 начались и в столичном районе Сичэн, где жил первый заболевший. Для проверки его населения спортивный стадион моментально переоборудовали в громадную лабораторию. А всех жителей Пекина, посещавших рынок Синьфади с 30 мая, попросили остаться дома на 14 дней.
Между тем 13 июня столичные власти объявили о пересмотре планов по открытию с 15 числа младших классов. По новой предпочли закрыться и некоторые пекинские объекты культуры, например, Национальный театр и один из самых посещаемых храмов столицы Юнхэгун.
Тем не менее, несмотря на достаточно оперативное реагирование столичных властей на новую вспышку, случаи заболевания успели распространиться на другой рынок. И к утру 15 июня свыше 20 жилых компаундов в столице вновь ушли в локдаун.
А в районе Фэнтай, где и расположен рынок Синьфади, и городе Баодин — в 140 км от Пекина — ввели военное положение. Впрочем, жесткие упреждающие меры социальных ограничений во время пандемии были свойственны КНР и раньше.
Ну и гадость эта ваша импортная рыба
Как рассказал в телеэфире исследователь пекинского Центра профилактики и контроля заболеваний Ян Пэн, секвенирование генома вируса показало, что его источником стала Европа (нынешний штамм вируса оказался не идентичен штамму, зафиксированному в начале года в изначальном эпицентре COVID-19 в Ухане). Как предположили ученые, вирус мог попасть в КНР через импортированные европейские замороженные морепродукты или мясо, на поверхности которых вирус может жить в течение трех месяцев. Из-за этого жителям Пекина тут же настоятельно рекомендовали воздержаться на время от импортных сельскохозяйственных и замороженных продуктов.
Позднее у этой версии появилась большая конкретика — вирус обнаружили на разделочных досках, где разрезали импортную семгу. Это тут же привело к тому, что все крупные супермаркеты Пекина в одночасье убрали эту рыбу со своих полок. «Персоной нон-грата» зарубежная семга оказалась даже на некоторых сельскохозяйственных оптовых рынках в других китайских городах, расположившихся от столицы на многие сотни километров.
— Закрывшийся оптовый рынок поставлял овощи, рыбу, мясо в кучу столичных супермаркетов и мелких лавок, и сейчас с прилавков действительно резко пропали многие морепродукты и другая заморозка. Зато тут же вернулись «коды здоровья» — в любой супермаркет опять пускают только при показе QR-кода, — рассказал «Известиям» живущий в Пекине россиянин Семен, признавший, что на волне общей паники он и сам решил повременить с употреблением семги.
Урок для всех
Локдауны — слово, ставшее привычным в последние несколько месяцев подавляющему большинству жителей планеты, — всегда ударяли по экономике, но были чрезвычайно эффективны для снижения передачи вируса, сказал «Известиям» заведующий отделом эпидемиологии и биостатистики Гонконгского университета Бен Каулинг.
— Если в ближайшие несколько дней будут выявлены новые случаи заболевания, я ожидаю, что нынешняя частичная блокировка будет расширена и охватит весь Пекин. Не удивлюсь, если власти решат протестировать каждого жителя города и сохранят запрет до тех пор, пока не сочтут передвижения людей снова безопасными, — отметил врач-эпидемиолог.
При этом он признал, что ни одна страна не застрахована от второй волны коронавируса, пусть и локального характера, вслед за тем, как действующие пока меры будут окончательно ослаблены. Даже при соблюдении карантина для приезжающих из-за рубежа и очень тщательном наблюдении рано или поздно COVID-19 всегда найдет лазейку, пессимистично резюмировал Бен Каулинг в разговоре с «Известиями».