Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня мы наблюдаем один из самых сильных, но крайне необычных «кризисов спроса», который вызван введенным почти во всех развитых странах карантинным режимом для борьбы с COVID-19. В связи с необходимостью выполнять требования властей огромная часть экономики внезапно остановилась. Многие компании — как крупные, так и небольшие — были вынуждены временно прекратить свою деятельность. Чтобы не допустить социальных потрясений, поддержать пострадавших граждан и организации, помочь бизнесу войти в обычное русло после снятия карантина, правительства большинства стран впервые в истории приняли решение провести крупные прямые денежные выплаты, ориентированные практически на всё население. Безусловно, эти меры в подавляющем большинстве либо разовые, либо с ограниченным периодом действия, так как служат единственной цели — помочь справиться с последствиями локдауна экономики.

Концепция базового безусловного дохода (ББД), предполагающая регулярную выплату определенной суммы денег каждому члену общества, неоднозначна. Современные государства и так выполняют функцию собеса. Общие соцрасходы (здравоохранение, образование, различные пособия, пенсионные выплаты) только в России превышают 19 трлн рублей в год. На каждого жителя нашей страны в среднем тратится из госбюджета 132 тыс. рублей ежегодно, или примерно 11 тыс. в месяц. Безусловно, эти средства распределены не совсем равномерно. В классической системе прямую денежную помощь государства получают социально незащищенные слои населения, а его экономически активная часть имеет минимальную поддержку.

Идея ББД заключается во введении выплат для всех, причем в размере, который обеспечивал бы доход, удерживающий каждого гражданина выше черты бедности. Разовый спад спроса и кризис доверия можно эффективно лечить монетарными и фискальными выплатами. В свою очередь, введение ББД потребовало бы гораздо более радикальной перестройки модели государственных финансов, масштабного повышения налогов и значительного усиления роли государства как суперперераспределителя в экономике.

Во время нынешнего кризиса первыми о поддержке в виде выплаты безусловного базового дохода на постоянной основе заговорили в Испании. При этом у страны на сегодня достаточно высокий уровень долга (порядка 100% ВВП), а безработица составляет впечатляющие 13,6%. Адресатами новой программы помощи, предполагающей раздачу около €440 ежемесячно, могут стать порядка 5 млн граждан. Эти выплаты потребуют дополнительных €26,4 млрд в год, что увеличит дефицит бюджета более чем вдвое. Однако для страны с населением почти 47 млн человек это все равно далеко не безусловная, а вполне себе адресная помощь. Общий объем налоговых поступлений в Испании немного выше €500 млрд в год, средняя налоговая нагрузка на одного человека любого возраста и пола составляет около €1000 в месяц, что серьезно ограничивает потенциал ее дальнейшего повышения.

Подобная ситуация складывается не только в Испании. Мы видим, что очень многие правительства развитых стран столкнулись с ситуацией, когда более высокие налоги или невозможно собирать, или же это начинает значительно вредить экономическому росту.

На мой взгляд, чтобы ББД стал реальностью, нам нужно пережить еще одну технологическую революцию и добиться еще более значительного роста производительности труда, в результате чего у государств появились бы дополнительные возможности собирать больше налогов. Иначе исполнение социалистической мечты может нанести ущерб всему обществу, ограничивая экономическую активность и снижая конкурентоспособность страны на международном рынке. Провал в этом году в США левых кандидатов Сандерса и Уоррен , делавших упор на радикальное повышение налогов, подтверждает, насколько современное общество еще не созрело для переизобретения сегодняшней системы социальной защиты.

Совсем не обязательно, что разворот в сторону БДД найдет политическую поддержку, так как переход будет сопряжен со значительными социальными изменениями. Согласно масштабному исследованию Всемирного банка, в среднем в 60% стран нынешние социальные программы эффективнее, чем БДД, в борьбе с бедностью без изменений бюджетов. Так что для обоснованного применения таких выплат потребуется либо рост государственных трат, либо снижение расходов ценой, которую мало кто может позволить. Полное искоренение бедности с помощью БДД в Непале и Мозамбике обойдется в 36% и 48% ВВП. Впрочем, в богатых ресурсами Казахстане или России экономисты Всемирного банка видят подобную возможность.

Тем не менее, согласно их расчетам, в большинстве случаев, чтобы финансировать БДД на уровнях, которые оказывают существенное влияние на бедность, бремя налогообложения 10% самых богатых должно существенно увеличиться — часто в политически нереальных пропорциях. В Индии, например, прямые налоги для самой богатой десятины населения должны возрасти с 2,2% до 68,4%; в Бразилии — с 7,2% до 24,5%; в ЮАР — с 19,9% до 40,3%; в Чили — с 5,4% до 38,4%.

Заручиться поддержкой населения при наличии такого фискального ценника будет непросто. Неслучайно ведь швейцарцы на референдуме о БДД в 2016 году проголосовали против подобной идеи. Коронавирус может изменить настроения людей, но сомнений на этот счет много.

Автор — финансовый аналитик

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир