Сегодня мы наблюдаем один из самых сильных, но крайне необычных «кризисов спроса», который вызван введенным почти во всех развитых странах карантинным режимом для борьбы с COVID-19. В связи с необходимостью выполнять требования властей огромная часть экономики внезапно остановилась. Многие компании — как крупные, так и небольшие — были вынуждены временно прекратить свою деятельность. Чтобы не допустить социальных потрясений, поддержать пострадавших граждан и организации, помочь бизнесу войти в обычное русло после снятия карантина, правительства большинства стран впервые в истории приняли решение провести крупные прямые денежные выплаты, ориентированные практически на всё население. Безусловно, эти меры в подавляющем большинстве либо разовые, либо с ограниченным периодом действия, так как служат единственной цели — помочь справиться с последствиями локдауна экономики.
Концепция базового безусловного дохода (ББД), предполагающая регулярную выплату определенной суммы денег каждому члену общества, неоднозначна. Современные государства и так выполняют функцию собеса. Общие соцрасходы (здравоохранение, образование, различные пособия, пенсионные выплаты) только в России превышают 19 трлн рублей в год. На каждого жителя нашей страны в среднем тратится из госбюджета 132 тыс. рублей ежегодно, или примерно 11 тыс. в месяц. Безусловно, эти средства распределены не совсем равномерно. В классической системе прямую денежную помощь государства получают социально незащищенные слои населения, а его экономически активная часть имеет минимальную поддержку.
Идея ББД заключается во введении выплат для всех, причем в размере, который обеспечивал бы доход, удерживающий каждого гражданина выше черты бедности. Разовый спад спроса и кризис доверия можно эффективно лечить монетарными и фискальными выплатами. В свою очередь, введение ББД потребовало бы гораздо более радикальной перестройки модели государственных финансов, масштабного повышения налогов и значительного усиления роли государства как суперперераспределителя в экономике.
Во время нынешнего кризиса первыми о поддержке в виде выплаты безусловного базового дохода на постоянной основе заговорили в Испании. При этом у страны на сегодня достаточно высокий уровень долга (порядка 100% ВВП), а безработица составляет впечатляющие 13,6%. Адресатами новой программы помощи, предполагающей раздачу около €440 ежемесячно, могут стать порядка 5 млн граждан. Эти выплаты потребуют дополнительных €26,4 млрд в год, что увеличит дефицит бюджета более чем вдвое. Однако для страны с населением почти 47 млн человек это все равно далеко не безусловная, а вполне себе адресная помощь. Общий объем налоговых поступлений в Испании немного выше €500 млрд в год, средняя налоговая нагрузка на одного человека любого возраста и пола составляет около €1000 в месяц, что серьезно ограничивает потенциал ее дальнейшего повышения.
Подобная ситуация складывается не только в Испании. Мы видим, что очень многие правительства развитых стран столкнулись с ситуацией, когда более высокие налоги или невозможно собирать, или же это начинает значительно вредить экономическому росту.
На мой взгляд, чтобы ББД стал реальностью, нам нужно пережить еще одну технологическую революцию и добиться еще более значительного роста производительности труда, в результате чего у государств появились бы дополнительные возможности собирать больше налогов. Иначе исполнение социалистической мечты может нанести ущерб всему обществу, ограничивая экономическую активность и снижая конкурентоспособность страны на международном рынке. Провал в этом году в США левых кандидатов Сандерса и Уоррен , делавших упор на радикальное повышение налогов, подтверждает, насколько современное общество еще не созрело для переизобретения сегодняшней системы социальной защиты.
Совсем не обязательно, что разворот в сторону БДД найдет политическую поддержку, так как переход будет сопряжен со значительными социальными изменениями. Согласно масштабному исследованию Всемирного банка, в среднем в 60% стран нынешние социальные программы эффективнее, чем БДД, в борьбе с бедностью без изменений бюджетов. Так что для обоснованного применения таких выплат потребуется либо рост государственных трат, либо снижение расходов ценой, которую мало кто может позволить. Полное искоренение бедности с помощью БДД в Непале и Мозамбике обойдется в 36% и 48% ВВП. Впрочем, в богатых ресурсами Казахстане или России экономисты Всемирного банка видят подобную возможность.
Тем не менее, согласно их расчетам, в большинстве случаев, чтобы финансировать БДД на уровнях, которые оказывают существенное влияние на бедность, бремя налогообложения 10% самых богатых должно существенно увеличиться — часто в политически нереальных пропорциях. В Индии, например, прямые налоги для самой богатой десятины населения должны возрасти с 2,2% до 68,4%; в Бразилии — с 7,2% до 24,5%; в ЮАР — с 19,9% до 40,3%; в Чили — с 5,4% до 38,4%.
Заручиться поддержкой населения при наличии такого фискального ценника будет непросто. Неслучайно ведь швейцарцы на референдуме о БДД в 2016 году проголосовали против подобной идеи. Коронавирус может изменить настроения людей, но сомнений на этот счет много.
Автор — финансовый аналитик
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора