Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин заявил о вдохновляющем примере ветеранов ВОВ
Армия
Медведев заявил о наличии у России необходимого опыта и потенциала для победы
Мир
Парламент Грузии одобрил во втором чтении закон об иноагентах
Мир
Более 1,6 тыс. сторонников Палестины задержаны в США за две недели
Мир
Захарова осудила идею привлечь женщин к разминированию на Украине
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Мир
Премьер Грузии призвал правоохранителей проявлять терпение на митингах
Мир
У представительства ЕС в Кишиневе прошел митинг в защиту Дня Победы
Мир
СБУ обвинила митрополита канонической УПЦ в разжигании межрелигиозной розни
Мир
В Киргизии отменили шествие «Бессмертного полка» в целях безопасности
Армия
Российский офицер рассказал о 28 днях в окружении ВСУ
Армия
ВС РФ нанесли поражение штабу оперативного командования ВСУ «Юг»
Мир
Неизвестные бросили коктейль Молотова в синагогу в Варшаве
Общество
На выставке «Россия» прошло шествие под лозунгом «Май! Труд крут!»
Мир
Политолог назвал поддержку Латвией ударов Украины по РФ очередной провокацией
Общество
Арестован за взяточничество замминистра энергетики Свердловской области Кислицын
Общество
Дело о жестоком обращении с животными на конезаводе возбудили на Ставрополье
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На текущей неделе в Сети разразился громкий скандал на расистской почве. На сей раз полыхнуло не где-нибудь, а в империи H&M — шведской «Большевичке» капиталистического мира, обшивающей весь белый свет и дарящей радость дешевых и модных покупок интернациональным шмоточникам. Портал iz.ru разбирался в сути проблемы.

После публикации фотографии чернокожего ребенка-модели в толстовке с надписью: «Крутейшая обезьянка в джунглях» из Twitter словно сошел гневный сель. Оскорбленные пользователей, по большей части сами не вылезающие из трусов и маек популярного бренда, пошли войной против компании под хэштегом #BoycottHM.

Руководство опомнилось, безобразное убрали и выкатили стандартный набор слов с извинениями, обещаниями больше так не делать и уверениями, что ничего такого не имели ввиду. Естественно, им не поверили и продолжили поливать смолой. Компанию прокляли G-easy и The Weeknd, звезд публично стошнило и они заявили, что сворачивают сотрудничество с компанией и больше на одном поле с H&M не пересекутся.

На самом деле, действительно, получилось глупо. Расистские ляпы в рекламе случались и до этого, как, например, в знаменитом ролике продукции Dove, где девушки были чернокожими до использования продукта и становились белыми сразу после. Потребители так поняли, что черное — это грязное, а белое — это чистое, и рассвирепели. Ни извинения компании, ни выступление темнокожей модели Лолы Огуениеми, которая утверждала, что, дескать, все всё превратно истолковали и она не дура сниматься в унизительном видео, не помогли.

Отличился и китайский производитель Shanghai Leishang Cosmetics со своим роликом стирального порошка Qiaobi, где китайская хозяйка сначала засовывает продукт в рот чернокожего парня в грязной футболке, потом его самого в стиральную машину, а потом вынимает из барабана простого и чистого… китайского парня. И можно было бы списать всё на то, что Китай — другая планета, и, возможно, ролик крутился бы там себе по национальному ТВ в штатном режиме без всякого ажиотажа, но он попал в Сеть. И тоже пришлось извиняться.

Nivea и вовсе поплатились за слоган: «Белое — это чистота». Казалось бы, ну что такого? «Белый с черным не носите, да и нет не говорите»? Но реклама продукции компании была ориентирована на страны Ближнего Востока, и их без промедления сожгли на кострах в Twitter.

H&M вообще-то попалась не на масштабной рекламной кампании, а на картинке в каталоге. Там несколько вполне политкорректно подобранных детей разных рас и цветов кожи демонстрируют десятки моделей одежды. Но бдительное око Twitter опять не проморгало.

Фото: Global Look Prees/Richard B. Levine

Расистская тема — одна из самых горячих на международном фронте. Здесь за ошибки по ушам достается не только текстильным гигантам и оскаровским комитетам. Научное сообщество не менее болезненно и резко, чем неуправляемый, но высокоморальный Twitter, реагирует на работы ученых и исследователей уровня Стивена Пинкера, Нейла Риша, Николаса Уейда, публично рассуждающих о том, что независимо от воспитания и среды люди рождаются разными.

Многие признаются, что и в среде генетиков и антропологов сегодня надо иметь смелость высказываться на тему расового неравенства, потому что любые подобные дискуссии рискуют поддержать и спровоцировать политику геноцида, дискриминацию, евгенику и, в конечном счете, фашизм. С неудачной рекламой Nivea, кстати, так и получилось, и после ее выхода пользователи засорили интернет коллажами с изображением рекламных постеров и Гитлера.

И понятно, почему это больная тема для американцев. Здесь так много своих черных страниц, что можно со счету сбиться. Во время исследования Таксиги, длившегося с 1932 по 1972 год в одноименном городе в штате Алабама, под контролем федерального правительства и Службы общественного здравоохранения США на 600 чернокожих пациентах исследовались стадии заболевания сифилисом. Ужас заключался еще и в том, что и после 1947 года, когда во всем мире для лечения заболевания стали успешно применять пенициллин, эксперимент Таксиги благополучно продолжился.

В 1972 году информация просочилась в прессу, скандал не удалось замять, полетели головы, а в 1997 году не кто-нибудь, но сам президент США Билл Клинтон выступал с официальными извинениями перед пострадавшими и семьями умерших «афроамериканских граждан».

Имея только один этот относительно недавний пример в историческом анамнезе, приходится действовать с оглядкой. Даже странно, что такие корпорации, как шведская H&M и британская Dove сегодня совершают досадные промахи, которые выливаются в международные сетевые скандалы.

Но проблема в том, что общество в гневе праведно, а в историческом контексте забывчиво и непоследовательно. Это сегодня пользователи Twitter предлагают сжигать тряпки обмишурившегося шведского производителя, но мало кто вспоминает об относительно недавнем прошлом таких компаний, как Louis Vuitton или Volkswagen, и о том, что всеми любимая Коко Шанель все-таки подрабатывала агентом нацистской разведки во Вторую мировую.

И Мадонна, и Анджелина Джоли, и Леди Гага не отказывались сниматься в рекламе сумок одной очень известной фирмы, которая некогда прославилась созданием премиальных аксессуаров из кожи заключенных нацистских концлагерей. Только бизнес, и ничего личного.

Скандал с неуместной толстовкой в шведском каталоге — драма не такого масштаба, как фирменные сумки из человеческой кожи, он сойдет на нет. Бдительный Twitter переключится на что-то другое, и H&M вряд ли обанкротится, хотя осадочек, вероятно, останется.

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын

Забавно вписывается в этот интернациональный дискурс Россия. Здесь в 2009 году екатеринбургский Хладокомбинат выпустил шоколадно-ванильное мороженное, назвал его «Темное на белом», а на обертке изобразил Белый дом и счастливого чернокожего человечка, похожего на американского президента, в деловом костюме. Мороженное продавалось в мизерных объемах, пока его рекламная кампания не попала в Сеть.

Американские блогеры, переполошились, рекламу немедленно назвали расистской, осудили и иронизировали над плохим вкусом и продукта, и упаковки. Руководство русской компании поверить не могло в свою звезду. Международный скандал и имя Обамы принесло Хладокомбинату № 3 и выгоду, и славу. На возникшие вопросы там бесхитростно отвечали, что хотели подзаработать, а выборы американского президента стали лучшим поводом, что никакого расизма на упаковке их продукта нет и извинений не дождетесь.

В российской рекламе до сих пор самым сильными двигателями остаются секс и мат. Совокупляющиеся роботы в витринах и игра слов на понижение, все эти «не обострись!» и «наедалово!» в рекламе бургеров.

И хотя под давлением «возмущенной общественности» роботов выносили из витрин и демонтировали рекламные баннеры пылесосов, которые «сосут за копейки», никто ни за что не извиняется, а только и делает, что ищет новые варианты нестандартного продвижения.

Эти варианты искали всегда, и многие помят и чемодан-мавзолей на Красной площади, и скандальную рекламу компании Benetton. И всегда рисковали, и часто риск оказывался неоправданным. Так, в 2000 году знаменитый фотограф Оливьеро Тосканини, который под разговоры о необходимости привлечь внимание общества к проблеме существования смертной казни в США снял в рекламе одежды Benetton приговоренных, в результате скандала был вынужден извиниться и покинуть компанию.

Фото: ТАСС/ Павел Смертин

А один французский бренд, в 2005 году переодевший 13 девушек-моделей в свою одежду и сделавший баннеры в духе Тайной вечери, был вынужден потом валяться в ногах у Католической церкви, объясняясь и вымаливая прощение. Но не с теми связались — последовали безжалостный процесс и банкротство компании.

Сегодня, в эпоху Twitter, даже если в компании просто недосмотрели и не на того ребенка надели злосчастную майку, такие ошибки не прощают. Мировой сетевой крестовый поход за мораль и нравственность становится всё более вездесущим и безжалостным. Рынок H&M — это не аудитория потребителя продукции Хладокомбината № 3. Тут банан уже никогда не будет просто бананом и за контекст придется ответить.

Но, несмотря на все свою агрессивную и хваленую политкорректность, в каких-то своих аспектах общество остается неисправимо порочным. Даже те, кто изо всех сил хочет, как лучше, и ломает язык, выговаривая в любом мало-мальски публичном пространстве слово «афроамериканец», в своем кругу, скорее всего, использует короткое слово из четырех букв, которое уже и произносить-то неудобно.

Изменят ли запреты психологию и философию расистов и ксенофобов? Наверняка нет. Делают ли Twitter и международный скандал общество лучше? Тоже нет. Хорошо ли, что человек приучается не мыслить иначе, а говорить осторожнее? Вряд ли.

Но фото чернокожего мальчика в толстовке «Крутейшая обезьянка джунглей» всё равно надо убирать. Тем более что в английском варианте нет уменьшительно-ласкательного суффикса. Иногда обезьяна — это просто обезьяна. И это звучит совсем не гордо.

Прямой эфир