Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вучич призвал прислушаться к мирным инициативам Китая
Мир
ХАМАС может освободить часть заложников при отмене операции Израиля в Рафахе
Общество
Синоптик предупредил москвичей о холодах на 9 мая
Мир
В Днепропетровской области повреждены объекты критической инфраструктуры
Мир
Белый дом за полгода почти 150 раз исправлял оговорки Байдена
Общество
На Урал обрушились сильнейшие снегопады
Мир
В Германии нашли могилу одного из командиров Иностранного легиона ВСУ
Мир
Посол Казахстана в РФ назвал чушью утверждения о русофобии в стране
Мир
Захарова назвала дезинформацией обвинения НАТО в гибридных атаках
Армия
Шойгу вручил медали «Золотая Звезда» отличившимся участникам СВО
Мир
Посольство РФ в Иране опровергло освобождение экипажа судна Aries
Мир
В Дарданеллах у шедшего из Греции в Россию танкера вышел из строя двигатель
Общество
Куклачев заверил поклонников в скором возвращении на сцену
Армия
Система ПВО РФ уничтожила два украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Жители подконтрольного ВСУ Запорожья обвинили военкомат в похищении людей
Мир
Глава МИД Белоруссии назвал бессмысленной инициативу Швейцарии по Украине
Спорт
Саша Илич стал новым главным тренером ФК «Пари НН»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Волгограде задержали бывшего слесаря, который под видом мастера по ремонту газового оборудования обзванивал абонентов и навязывал ненужные услуги. В Мурманске тем временем активизировались лжеэлектрики. О том, как можно обмануться и как на этом наживаются, — в материале «Известий».

Ряженые, на доход заряженные

Эксперты Национального центра финансовой грамотности предупреждают: мошенники вымогают деньги с собственников под предлогом задолженности за услуги ЖКХ. Для пущей убедительности аферисты работают вдвоем: один представляется сотрудником управляющей компании, второй, к примеру, судебным приставом.

И здесь совет: не впуская в дом непрошенных гостей, выяснить их ФИО, должность, а затем перезвонить в свою управляющую компанию и государственное учреждение и уточнить, работают ли там эти люди и действительно ли пришли по вашу душу.

жкх платежка
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Кстати, мошенники могут и выдумать задолженность, и обивать пороги реального должника — все эти листовки со списком квартир-должников, стикеры на почтовых ящиках как путеводная звезда, что недвусмысленно намекает: «Ребята, здесь есть кого прищучить».

По словам эксперта Елены Бобковой, чтобы попасть к вам в дом, аферисты могут использовать различные приемы.

«Они могут рассказать о плановых обходах, о возникшей задолженности, о сопровождении лиц, реализующих меры социальной и государственной поддержки. Под предлогом вымышленной задолженности по ЖКХ, переодевшись в костюм судебных приставов, они начнут угрожать отключением света, воды, тепла, газа, а потом предложат погасить часть задолженности наличными или переводом через терминал», — замечала эксперт и предупреждала: поговорите со старшими родственниками, они должны понимать, что все подобные задолженности оплачиваются только через банк.

Кстати, вот еще одна мошенническая схема на злобу дня: в Санкт-Петербурге мужчина и женщина, представившись работниками ЖКХ, навязали 80-летней пенсионерке «очиститель воды от коронавируса». Нобелевку за свое «изобретение» эти ребята вряд ли получат, но заявка на «Оскар» неплохая: благодаря убедительной игре парочка выручила за дешевую и бесполезную насадку на кран 30 тыс. рублей.

Давят на газ

В Волгограде поймали бывшего слесаря, который разводил жильцов на проверку газового оборудования. До 2019 года мужчина работал слесарем по обслуживанию газового оборудования, а потом его уволили из компании. «Ну и пожалуйста!» — сказал сотрудник и прихватил с собой базу абонентов с бывшей работы. Мужчина обзванивал жителей двух районов города, напоминая, что уже близится срок проверки оборудования. Приходил в спецодежде, осматривал плиты и брал за процедуру от 200 до 1,5 тыс. рублей. Промышлял не миллионами, но больше 14 тыс. рублей подзаработал.

В конце сентября в Москве накрыли целую группу аферистов: 27 мошенников убеждали жителей купить дорогое и по факту ненужное газовое оборудование. Жертв выбирали по классической схеме — среди пенсионеров и одиноких людей.

«Представляясь работниками отдела утилизации или сотрудниками отдела оценки специализированной службы, злоумышленники обходили квартиры и убеждали жильцов в том, что их газовые плиты имеют дефекты и им необходима замена», — сообщала официальный представитель МВД России Ирина Волк.

газовый счетчик квартира
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков

На замену предлагалось оборудование за 30 тыс. рублей, хотя закупочная стоимость плиты не превышала 7–8 тыс. рублей. Среди пострадавших — более 20 человек. В «Мосгазе» отмечают, что реальный специалист не оказывает дополнительных платных услуг во время проверок, одет в темно-синюю форму со светоотражающими полосками, с оранжевой кокеткой на спине с логотипом службы и может предъявить удостоверение со специальной голограммой. График проверок можно узнать на сайте. Кроме того, о проверках извещают заранее — с помощью объявлений на доме, в почтовых ящиках и через личный обзвон жильцов.

«Бывает так, что сотрудники, чтобы увеличить свой доход, предлагают собственникам заменить гибкую подводку к плите, вентиль и другое. Если в квартире установлена газовая колонка, то рекомендуют заменить ее на более современную и надежную с точки зрения специалиста, — рассказывает «Известиям» о других способах нечестного заработка первый заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ-Контроль» Сергей Сохранов. — И люди, особенно пожилые, опасаясь за свою жизнь, естественно поддаются уговорам таких технарей и раскошеливаются на замену шланга. В магазине он стоит порядка 500 рублей, но у этих горе-ремонтников — 1,5–3 тыс. рублей плюс еще работа».

Как себя обезопасить? По словам Сергея Сохранова, самая большая ошибка тех, кто попадается на такие уловки, — они не знают, кто управляет их домом, какая организация обеспечивает техническое обслуживание газового оборудования.

«Не попасться просто: знать кто обслуживает, с кем заключен договор. Если к вам приходят люди и представляются другой организацией, вы можете смело отказываться от их навязанных услуг. Требуйте документ, который удостоверяет, что они действуют не как частное лицо, а также документ об оплате — товарная накладная, кассовый чек. И естественно, никогда не давать аванс», — говорит эксперт.

Сомнительные уведомления

1 июля 2020 года в силу вступили поправки, по которым за электросчетчики отвечают электросетевые организации. Именно на их плечи, а не граждан, теперь ложатся расходы на покупку, установку, замену счетчиков. Впрочем, изменение новое, так что неудивительно, что мошенники пытаются заработать на неосведомленности жителей. «Известия» писали о том, как липовые электрики пытаются раскрутить жильцов на платную замену электросчетчиков в Орле — ходят по домам и пугают жителей, что их приборы учета нужно срочно менять. Похожих аферистов видели в Мурманске. Города меняются, а принцип тот же.

«В качестве причин называют неисправности, выход за межповерочный интервал или некие изменения в законодательстве. Однако если жители все-таки соглашаются на замену, в акте выполненных работ представители этих фирм ставят отметку «заменен по желанию потребителя». Услуги таких компаний обходятся потребителям в 3–5 тыс. рублей», — предупреждают в «Орловском энергосбыте».

Отметка «по желанию» тут же снимает всю ответственность с сомнительной организации, а показания приборов, установленных лжеэнергетиками, для оплаты не принимаются, так что не удивляйтесь потом заоблачным счетам.

установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в квартире

Установка индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды в квартире

Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь

Мудрят и с водосчетчиками. Так, жители Батайска находят в почтовых ящиках липовые квитанции на поверку счетчика от некой «Единой информационной службы жилищно-коммунального хозяйства». Это же название организации заметили недавно в сомнительных уведомлениях жители Тюмени и Омска. Суть одна: вызывайте контролера до такого-то числа, иначе будем начислять по нормативу. Ниже приводят устрашающую таблицу для сравнения — данные по счетчику после поверки и без нее. Разница — ощутимые 600 рублей.

«Текст прям пугающий для неподготовленного обывателя. И циферки жуткие. Представила так живо, как бабушки-пенсионерки тут же бросятся звонить-приглашать-заказывать поверку, — комментирует в интернете одна из жительниц Омска. — Чего уж там, даже подготовленная я на минутку разуверились в своей памяти, что счетчики мне нужно проверять только в 2023-м. Проверила. Ничего я не перепутала».

Совет: проверять название организации в едином реестре Росстандарта, а сроки поверки указаны в паспортах и актах на опломбировку. Кроме того, проведенная диагностика счетчиков является юридически подтвержденной, если запись о ней появилась в реестре ФГИС «Аршин» (специалист вносит данные в течение суток). Уточнить данные можно в разделе «Сведения о результатах проверки средств измерений», указав номер заводского счетчика. Вход — через профиль «Госуслуг».

Голосуй или проиграешь

В сентябре губернатор Московской области Андрей Воробьев поручил разобраться с ситуацией в Красногорске, где жители получают платежки сразу от двух управляющих компаний. Одну из них исключили из реестра Госжилинспекции за долги, с декабря 2019 года официально работает другая компания, но старая продолжала выставлять счета 168 многоквартирным домам.

«Как это часто бывает, у нас от домов никто добровольно не отказывается. Эта ситуация разрешается только в судебном порядке и здесь получить уплаченные деньги назад бывает очень сложно, — говорит Сергей Сохранов. — Управляющая компания может хитрить: создается новая управляющая компания с практически идентичным названием и другим лицевым счетом, чтобы избежать проблем с надзорными органами. Например, была «Уютный дом», а появилась «Уютный дом-М». Название похоже, можно и не обратить внимание (особенно пожилым людям). Счета оплачивают, а деньги идут совершенно не туда. Не могу сказать, что такие случаи очень распространены, но подобного рода обращения к нам поступают: люди могли полгода платить по реквизитам управляющей компании, потом вдруг случайно узнали, что у них образовалась задолженность перед новой управляющей компанией».

жкх платежка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Как быть? Элементарно — внимательно изучать платежный документ. Впрочем, по словам эксперта, избежать многих проблем проще, если собственник, в принципе, участвует в жизни дома. Когда вы в последний раз были на общем собрании? То-то же.

«У нас управление дома вопреки распространенному убеждению отдано в компетенцию не управляющей компании, а собственникам. И поскольку все решения принимаются собственниками, надо внимательно следить за общими собраниями. Обычно на них никто не ходит», — констатирует Сергей Сохранов. Хотя сейчас куда проще проголосовать — самые активные дома проводят собрания уже и в электронном формате.

По словам эксперта, управляющая компания выносит на голосование ту повестку, которая ей выгодна, и это может касаться всего: от нового цвета фасада до установки охранной сигнализации и столбика на придомой территории.

«Если вы как собственник не вникаете в перечень вопросов, которые выносятся на собрании, то велик риск, что, получив в следующий раз платежный документ, вы удивитесь: вместо 10 тыс. рублей плата составит 15 тыс. А всё почему? С легкой руки вашего неучастия управляющая компания провела вопрос о взимании дополнительного сбора. Если вы не согласны, то идите и голосуйте против, иначе всё выйдет боком».

Совет да ТСЖ

Председатель правления Союза жилищных организаций города Москвы Константин Крохин в беседе с «Известиями» замечает, что активность мошенников, обивающих пороги под видом сотрудников ЖКХ и госорганов, волнообразна.

«Судя по всему, та волна, которая была год-два назад, стихла — с этими группами поработало МВД, и теперь их меньше. В основном ходят не чистые воры, а мошеннические прохиндейские фирмы, навязывающие ненужные услуги. Как психологи — хорошо подготовлены. Если человек пожилой, у него плохо работает память, он не очень юридически подкован и хорошо к людям относится, его всё равно обманут, — считает эксперт. — Надо, чтобы люди не были одиноки, чтобы за ними смотрели родственники, органы соцзащиты».

При этом Константин Крохин отмечает, что в Москве люди столкнулись и с другой проблемой — внезапным отключением электричества в отсутствии долга. По правилам, неплательщик должен получить предварительное письменное уведомление, необходимо составить акт об отключении электричества. К тому же до конца года правительство РФ запретило отключать коммунальные услуги за долги.

«Людям предъявляют платежки красного цвета, в которых нет никаких подробностей. Просто: вы должны NN сумму. При этом у людей нет задолженности ни за электричество, ни за текущие платежи. Что было 2–3 года назад, никто же не знает — нужно как-то расшифровывать, подтверждать», — говорит эксперт, предполагая, что так управляющая компания закрывает убытки 2–3-летней давности.

жкх платежка долг
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Куда обращаться в таком случае? Во-первых, спросить с тех, кто прислал уведомление. Если ответ не устроил, гражданин имеет право обратиться в Жилинспекцию, а также в Роспотребнадзор. Третий орган — прокуратура.

«Но это переписка занимает месяцы. Что делают люди? Платят или нанимают электрика, который всё исправит», — говорит эксперт. Суд также займет время.

По словам Константина Крохина, единственный путь предотвратить подобные ситуации — создать собственное управление в виде ТСЖ либо совет дома, который наймет управляющую компанию малого, среднего бизнеса. Эксперт замечает, что даже в условиях самоизоляции люди возмущались некачественной уборкой, дезинфекцией и в итоге (случаи были в Московском регионе) «скидывали» управляющую компанию.

«Никто не будет наводить порядок, потому что никому это не надо, кроме вас. Я думаю, только такой путь — поменять плохих управленцев и, по сути, заменить собой орган управления, — говорит Константин Крохин. — Сегодня очень много толковых людей без работы из-за сокращений в промышленности, банковской системе. Они бы прекрасно и честно работали рядом с домом, обслуживали как малый микробизнес, как самозанятые. Они были бы заинтересованы в долгосрочных отношениях. Люди могли бы снизить издержки в ЖКХ, если бы нанимали соседей, малый бизнес — это было бы качественно и недорого».

Прямой эфир